[14 ноября 2008 г.] Отчет по результатам проверки законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на объекте «Реконструкция водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
_____________А.А. Колесников
14 ноября 2008 года
ОТЧЕТ
по результатам проверки законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на объекте «Реконструкция водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района»
г. Ставрополь 14 ноября 2008 года
Основание для проведения проверки: постановление Государственной Думы Ставропольского края от 02 октября 2008 года № 668-IV ГДСК, решение коллегии Счетной палаты Ставропольского края от 14 октября 2008 года № 14, распоряжение председателя Счетной палаты Ставропольского края от 14 октября 2008 года № 69.
Цель проверки: законность, рациональность и эффективность использования средств бюджета Ставропольского края администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на объекте «Реконструкция водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района».
Предмет проверки: средства бюджета Ставропольского края, выделенные на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района. Нормативные правовые акты и распорядительные документы, обосновывающие операции с бюджетными средствами. Платежные и иные первичные документы, бухгалтерская отчетность.
Перечень проверенных объектов: министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, муниципальное образование Дубовский сельсовет Шпаковского района Ставропольского края, ГУП СК «Управление капитального строительства», ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ», ЗАО «Проект-БИС», МУП «Прогресс».
Метод проверки: документальный, выборочный.
Проверяемый период деятельности: 2001 – 2008 годы.
Срок проведения проверки: с 15 октября по 10 ноября 2008 года.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт проверки законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на объекте «Реконструкция водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района» от 10.11.2008, который подписан администрацией муниципального образования без разногласий.
Общая часть
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих выделение бюджетных средств на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района
В ходе проверки установлено несоответствие наименования объекта, включенного в перечень объектов капитального строительства для нужд Ставропольского края, фактическому содержанию работ предусмотренных проектом.
Основанием для разработки рабочего проекта по объекту «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» являлись:
- протокол поручений, по итогам совещания по вопросу стабилизации водоснабжения с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района, утвержденный 29.01.2001 исполняющим обязанности первого заместителя Правительства Ставропольского края В.Ф. Гаркушей;
- задание на разработку проектной документации, утвержденное заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края Н.А. Перевертайло и согласованное с Управлением государственной вневедомственной экспертизы при Правительстве Ставропольского края 09.11.2001;
- гидрогеологическое заключение от 26.12.2001 № 256;
- акт технического состояния существующих сооружений водопровода от 29.03.2002;
- постановление главы Шпаковской районной государственной администрации от 12.04.2002 № 91 о предварительном согласовании выбора земельного участка для строительства водопровода и акт выбора земельного участка, утвержденный главой Шпаковской районной администрации.
Протоколом поручений от 29.01.2001, данных на совещании исполняющего обязанности первого заместителя Правительства Ставропольского края В.Ф. Гаркуши по вопросу стабилизации водоснабжения с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района, ОАО «Ставропольводпроект» совместно с СПК «Дубовский» и ГУП «Ставрополькрайводоканал» поручалось проведение обследования существующего водовода в населенных пунктах с. Дубовка и х. Калиновка, а также подготовка сметы минимального объема затрат на проведение неотложных ремонтно-восстановительных работ на водоводе села Дубовка. Одновременно, ГУП «Ставрополькрайводоканал» было поручено рассмотреть вопрос и внести предложения о включении в план строительства объекта «Увеличение подачи воды в водовод с. Дубовка».
Вместе с тем, в программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения в сельской местности за счет средств краевого бюджета на 2001 год, подписанную министром жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Ю.П. Тыртышовым и утвержденную заместителем председателя Правительства Ставропольского края Г.К. Кутеповым, был включен объект «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка, Шпаковский район». В перечне объектов водоснабжения, финансируемых из краевого бюджета в 2001 году, утвержденном постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 01.03.2001 № 664-II ГДСК, данный объект имеет идентичное название.
Заданием на разработку проектной документации, утвержденным заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края Н.А. Перевертайло, также предусматривалась разработка проекта для объекта строительства производственного назначения «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района».
В рабочем проекте по объекту «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района», выполненном ЗАО «Проект-БИС», строительно-монтажные работы по реконструкции водопровода в селе Калиновка не предусматривались. Начальной границей проектирования являются источники водоснабжения (каптажи родников) к западу от села Дубовка, конечной границей – разводящая сеть села Дубовка.
Разделе 8 рабочего проекта «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» предусмотрено выполнение работ по следующим объектным сметам:
- объектная смета № 1 «Строительство и реконструкция каптажей родников и сборных водоводов»;
- объектная смета № 2 «На строительство площадки водопроводных сооружений»;
- объектная смета № 3 «На строительство разводящей сети с отводом на х. Калиновка».
Проверкой установлено, что каптажи родников, а также трасса сборного водовода от каптажей родников до площадки водопроводных сооружений расположены западнее села Дубовка.
Разводящая сеть, строительство которой предусмотрено объектной сметой № 3 – расположена по улицам села Дубовка, что подтверждается анализом локальной сметы № 3и «Разводящая сеть с отводом на х. Калиновка», а также выкопировкой из генерального плана строительства объекта (Приложение № 1 к отчету).
Для водоснабжения села Калиновка существует отдельный автономный водовод, расположенный к северу от села Калиновка и питаемый из каптажей родников, реконструкция которого не предусмотрена вышеназванным проектом.
Отвод на село Калиновка, указанный в локальной смете № 3и, представляет собой крайнюю восточную точку разводящей сети водопровода села Дубовка, которая расположена на расстоянии в 2-2,5 км от водонапорной башни села Калиновка. Соединение водопроводов села Дубовка и села Калиновка указанным проектом не предусматривается.
Отсутствие работ по реконструкции водопровода села Калиновка в проекте «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» подтверждается письменными объяснениями, представленными в ходе проверки генеральным подрядчиком ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ», а так же проектной организацией ЗАО «Проект-БИС».
Таким образом, указание в перечне объектов капитального строительства объекта «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района», не соответствует содержанию работ, предусмотренных проектно-сметной документацией.
Несмотря на указанное противоречие, рабочий проект прошел экспертизу и имеет положительное экспертное заключение от 02.09.2002 № 4824/2-02 Управления государственной вневедомственной экспертизы при Правительстве Ставропольского края.
До настоящего времени наименование объекта в нормативных правовых актах, регламентирующих выделение бюджетных средств на реконструкцию данного водопровода, в соответствие с проектно-сметной документацией не приведено, что ведет к неоднозначному толкованию направления расходования бюджетных средств.
Выделение средств из краевого бюджета на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района в проверяемом периоде осуществлялось в соответствии с распределением объема государственных капитальных вложений, выделенных на очередной финансовый год согласно утвержденному перечню строек и объектов для государственных нужд Ставропольского края на соответствующий год.
Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 01.03.2001 № 664-II ГДСК объект «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» был включен в перечень объектов водоснабжения, финансируемых из краевого бюджета в 2001 году, согласно которому, лимит капитальных вложений по данному объекту составил 250,0 тыс. рублей.
Согласно перечню объектов водоснабжения Ставропольского края, утвержденному постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 25.04.2002 № 103-III ГДСК, в 2002 году на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка выделено 23,0 тыс. рублей. В уточненном перечне объектов водоснабжения сельских пунктов, утвержденном Министерством ЖКХ, уточненный лимит финансирования по данному объекту на 2002 год составил 46,0 тыс. рублей.
В соответствии с перечнем объектов капитального строительства, финансируемых из краевого бюджета в 2003 году, утвержденным постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 06.03.2003 № 371-III ГДСК (в ред. от 08.12.2003), лимит финансирования по данному объекту составил 493,0 тыс. рублей. Согласно изменениям, внесенным в перечень строек и объектов государственных нужд Ставропольского края, лимит финансирования по объекту был уточнен и составил 488,7 тыс. рублей.
В период с 2004 по 2006 годы объект «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка» был включен в перечень объектов капитального строительства в рамках софинансирования мероприятий Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Средства, выделенные на реализацию мероприятий программы в части строительства водопроводных сетей, предусматривались в перечне объектов капитального строительства в целом на год, без детализации по объектам строительства.
С целью распределения выделенных средств по объектам строительства, министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Министерство ЖКХ) ежегодно утверждались и согласовывались с министерством сельского хозяйства Ставропольского края программы проектирования и строительства объектов водоснабжения сельских населенных пунктов, финансируемых за счет бюджета Ставропольского края, согласно которым лимиты финансирования по объекту составили:
- в 2004 году - 500,0 тыс. рублей;
- в 2005 году - 535,0 тыс. рублей;
- в 2006 году - 500,0 тыс. рублей.
Выделение средств из федерального бюджета на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка в рамках мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» в период с 2004 по 2006 годы не предусматривалось, финансирование производилось в полном объеме за счет средств краевого бюджета.
В 2007 году постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 26.06.2008 № 555-IV ГДСК данный водопровод с объемом финансирования 500,0 тыс. рублей включен в перечень объектов муниципального значения, не завершенных строительством и финансируемых в соответствии со статьей 29 Закона Ставропольского края от 27.12.2006 № 97-кз «О бюджете Ставропольского края на 2007 год». Данной статьей Закона предусматривалось выделение субсидий из краевого Фонда муниципального развития органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований Ставропольского края.
В целях определения порядка взаимодействия сторон по расходованию бюджетных средств, предусмотренных на реконструкцию водопровода, между Министерством ЖКХ и администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета заключено соглашение от 10.07.2007 № 6-182 ФСР «О долевом финансировании инвестиционных программ за счет средств краевого Фонда муниципального развития». Соглашением определен объем софинансирования объекта из бюджета муниципального образования в размере 15,0 тыс. рублей.
В 2008 году согласно Закону Ставропольского края от 26.12.2007 № 79-кз «О бюджете Ставропольского края на 2008 год», размер бюджетных ассигнований, выделенных Дубовскому сельсовету на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка составил 6 000,0 тыс. рублей.
Кроме того, между Министерством ЖКХ и администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета заключено соглашение от 21.03.2008 № 6-47 ФСР «О долевом финансировании инвестиционных программ за счет средств краевого Фонда софинансирования расходов местного бюджета», в котором определен объем софинансирования объекта из бюджета муниципального образования в размере 180,0 тыс. рублей.
Всего в период с 2001 по 2008 год по объекту «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» предусмотрено выделение бюджетных средств в объеме 9 014,7 тыс. рублей, в том числе из средств краевого бюджета 8 819,7 тыс. рублей, из средств местного бюджета 195,0 тыс. рублей.
Анализ текущего состояния водоснабжения села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района Ставропольского края
Село Дубовка и село Калиновка являются населенными пунктами муниципального образования Дубовский сельсовет Шпаковского района Ставропольского края и находятся в 25-30 километрах от административного центра Ставропольского края.
По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю по состоянию на 01.01.2008 в селе Дубовка проживает 1,6 тыс. человек, в селе Калиновка 0,2 тыс. человек.
Расстояние между указанными населенными пунктами составляет 6 километров, водоснабжение сел предусмотрено по двум независимым водопроводам из разных источников поземных вод (Приложение 1 к отчету).
Состояние водоснабжения села Калиновка находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Водопровод села Калиновка мощностью 5,2 км (введен в эксплуатацию в 1989 году) числится на балансе созданного администрацией Дубовского сельсовета муниципального унитарного предприятия «Прогресс». Существующие каптажи источников подземных вод, питающие водовод села Калиновка, имеют крайне низкий дебит воды.
Проверкой установлено, что в 2008 году администрацией Дубовского сельсовета за счет средств местного бюджета проводились мероприятия, направленные на стабилизацию водоснабжения села Калиновка, однако указанные мероприятия, к улучшению водоснабжения села Калиновка не привели, вода в водопроводную систему села Калиновка на момент проверки не поступала. Выполнение данных работ осуществлялось вне рамок проекта «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка[1] Шпаковского района».
Водоснабжение села Дубовка осуществляется по существующему водоводу мощностью 12,7 км 1966 года постройки. Водопровод выполнен из асбестоцементных труб диаметром 100-150 мм. В ходе осмотра установлено, что водопровод сильно изношен, требует постоянного проведения ремонтных работ и ликвидации утечек. В связи с постоянными перебоями в водоснабжении, главой муниципального образования Дубовского сельсовета утвержден график подачи воды по улицам села, в зависимости от дня недели.
В ходе проверки установлено, что в 2007 году МУП «Прогресс», в отсутствие проектной документации были выполнены работы по прокладке водопровода, длиной 800 метров от здания хлораторной станции до ул. Кирова села Дубовка (Приложение 1 к отчету).
Указанные работы проектной документацией по объекту «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» предусмотрены не были. Согласно письменным объяснениям директора МУП «Прогресс», работы были проведены за счет собственных средств предприятия в целях улучшения водоснабжения улиц Огородная, Широкая, Кирова села Дубовка.
Таким образом, МУП «Прогресс» нарушены положения статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части строительства указанной линии водопровода, без внесения изменений в проектную документацию.
Кроме того, ГУП «Управление капитального строительства» – Заказчиком-застройщиком по объекту «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» допущены нарушения статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившееся в отсутствии строительного контроля за соответствием выполняемых работ проектной документации.
В условиях отсутствия воды в системе водопровода, на территории Дубовского сельсовета организована транспортировка воды в индивидуальные колодцы жителей села Калиновка автомобильным транспортом МУП «Прогресс». На момент проверки стоимость воды, доставляемой жителям села Калиновка, составляет 340 рублей за 3,6 кубических метра. Состав затрат, включаемых МУП «Прогресс» в стоимость услуг по доставке воды, представлен в диаграмме.
Проверкой установлены нарушения действующего законодательства в работе МУП «Прогресс».
В нарушение пункта 2.12.6 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 № 168, на источнике, из которого осуществляется забор воды для последующей доставки населению, отсутствуют приборы учета.
Проверкой путевых листов МУП «Прогресс» установлено, что их ведение осуществляется в нарушение норм статьи 9 Федерального Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных норм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
Так, в путевых листах за период с 03.06.2008 по 17.10.2008 не указаны показания спидометра при выезде и возвращении в гараж, а также сведения о движении горючего. Спидометр автомашины ГАЗ-5312, используемой для подвоза воды населению, на момент проверки находился в нерабочем состоянии, в связи с чем, установить фактический суточный пробег автомашины не представляется возможным.
Кроме того, проверкой установлены факты оформления двух путевых листов на одну календарную дату, несоответствие путевых листов и записей в журнале оплаты услуг по доставке воды.
Списание ГСМ на указанный автомобиль бухгалтерией МУП «Прогресс» производилось по норме 40 литров на 100 километров пробега, с превышением норм, рекомендованных Министерством транспорта Российской Федерации.
В нарушение статьи 20 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» в ряде путевых листов отсутствовали отметки о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра.
Своевременность и полнота выделения денежных средств из бюджета Ставропольского края на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района
На момент проверки уточненные лимиты на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка утверждены в объеме 9 014,7 тыс. рублей, в том числе средства краевого бюджета – 8 819,7 тыс. рублей, средства местного бюджета – 195,0 тыс. рублей.
Финансирование расходов на реконструкцию водопровода за период с 2001 по 2008 годы составило 8 836,2 тыс. рублей.
В соответствии с утвержденными лимитами на 2001 год бюджетные средства в сумме 250,0 тыс. рублей зачислены в Министерство ЖКХ в декабре месяце. Вследствие позднего поступления средств Министерством ЖКХ не были освоены бюджетные средства в сумме 8,0 тыс. рублей, что привело к образованию кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2002 года.
Согласно утвержденным лимитам на 2002 год, бюджетные средства на реконструкцию водопровода поступили в Министерство ЖКХ в размере 46,0 тыс. рублей, двумя распределениями в январе и сентябре по 23,0 тыс. рублей, в том числе, на погашение кредиторской задолженности, сложившейся на 01.01.2002 года в сумме 8,0 тыс. рублей.
В 2003 году на реконструкцию водопровода из краевого бюджета поступило 488,7 тыс. рублей. В июле 2003 года по данному объекту Министерство ЖКХ профинансировано в объеме 100,0 тыс. рублей.
Статьей 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 № 176-ФЗ) определено, что бюджетополучатели обязаны своевременно подавать заявки на получение бюджетных средств и эффективно использовать выделенные средства. Вместе с тем Министерством ЖКХ бюджетные средства в размере 100,0 тыс. рублей были использованы только спустя три месяца с момента поступления на лицевой счет. В четвертом квартале 2003 года финансирование расходов по объекту составило 380,7 тыс. рублей или 78% от утвержденных лимитов.
В 2004 году затраты на реконструкцию водопровода из средств краевого бюджета профинансированы в объеме 500,0 тыс. рублей, при этом в ноябре поступило 300,0 тыс. рублей или 71% финансирования.
В 2005 году расходы на реконструкцию водопровода в размере 535,0 тыс. рублей профинансированы в полном объеме. Авансовый платеж в сумме 145,0 тыс. рублей был перечислен Министерством ЖКХ в сентябре – спустя три месяца с момента подписания соглашения к государственному контракту от 06.10.2003 № 5-626 на выполнение работ в 2005 году. Необходимо отметить, что, как и в предыдущие годы, основная нагрузка на краевой бюджет (71%) легла в четвертом квартале 2005 года.
В соответствии с утвержденными лимитами на 2006 год, на реконструкцию водопровода Министерство ЖКХ было профинансировано в объеме 500,0 тыс. рублей. Бюджетные средства доведены тремя распределениями с июня по декабрь.
Проверкой установлено, что бюджетные средства в размере 250,0 тыс. рублей не использовались Министерством ЖКХ по целевому назначению на протяжении двух месяцев (август-сентябрь). Следует отметить, что Министерством ЖКХ 14.12.2006 произведен платеж за счет свободных остатков в сумме 105,0 тыс. рублей, при отсутствии финансовых средств по объекту.
Финансовые средства в объеме 105,0 тыс. рублей доведены министерством финансов Ставропольского края 18.12.2006 года на основании перераспределения капитальных вложений краевого бюджета на 2006 год, подписанных министром ЖКХ 13.12.2006.
С 2007 года бюджетные средства, выделенные на реконструкцию водопровода, направлялись в администрацию Дубовского сельсовета для последующего распределения. В 2007 году лимиты на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка доведены Министерством ЖКХ администрации Дубовского сельсовета в объеме 500,0 тыс. рублей двумя уведомлениями в августе и октябре. По состоянию на 01.01.2008 года остаток бюджетных средств неиспользованных администрацией Дубовского сельсовета составил 1,5 тыс. рублей.
Дополнительным соглашением № 1 от 15.05.2008 к соглашению от 10.07.2007 № 6-182 ФСР «О долевом финансировании инвестиционных программ за счет средств краевого Фонда муниципального развития» определено, что остатки средств, образовавшиеся по состоянию на 01.01.2008 года, используются в 2008 году на те же цели.
Софинансирование местного бюджета в 2007 году в рамках заключенного соглашения от 10.07.2007 № 6-182 ФСР «О долевом финансировании инвестиционных программ за счет средств краевого Фонда муниципального развития» составило 16,5 тыс. рублей.
На момент проверки лимиты 2008 года на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка Министерством ЖКХ доведены администрации Дубовского сельсовета в полном объеме:
- субсидии, выделяемые из краевого Фонда софинансирования расходов местным бюджетам в 2008 году на поддержку инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения, предусмотренные на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований Ставропольского края четырьмя уведомлениями с марта по октябрь в общей сумме 5 000,0 тыс. рублей;
- софинансирование мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» тремя уведомлениями с марта по июнь, в общей сумме 1 000,0 тыс. рублей.
В соответствии с условиями соглашения от 21.03.2008 № 6-47 ФСР «О долевом финансировании инвестиционных программ за счет средств краевого Фонда софинансирования расходов местного бюджета», заключенного между Министерством ЖКХ и администрацией Дубовского сельсовета, финансирование выполненных работ производится на основании заявки на финансирование и реестра выполненных работ (с приложением копий форм № КС-2, КС-3).
В нарушение пункта 3.2. соглашения от 21.03.2008 № 6-47 ФСР Министерством ЖКХ бюджетные средства направлялись в администрацию Дубовского сельсовета без представления заявки и реестра выполненных работ.
На момент проверки остаток средств на реконструкцию объекта составил 2 087,7 тыс. рублей.
Проверкой установлены факты свидетельствующие о формальном подходе Министерства ЖКХ к финансированию расходов на реконструкцию водопровода.
Так, 25.03.2008 в администрацию Дубовского сельсовета поступили средства в сумме 1 200,0 тыс. рублей, которые не были использованы на протяжении более 40 дней, в связи с тем, что на дату финансирования не было заключено дополнительное соглашение на выполнение работ в 2008 году.
При остатке на лицевом счете 949,2 тыс. рублей, 13.08.2008 в администрацию Дубовского сельсовета поступили денежные средства в размере 1 000,0 тыс. рублей. Аналогично, при остатке на лицевом счете 1 764,9 тыс. рублей, 01.10.2008 поступило финансирование в размере 400,0 тыс. рублей.
Целевое, эффективное и рациональное использование средств бюджета Ставропольского края, выделенных на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района
Для разработки проектной документации на объект «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района», Министерством ЖКХ с ГУП «Ставрополькрайводоканал» был заключен контракт от 12.10.2001 № 5-195 на сумму 249,7 тыс. рублей.
В соответствии с договором от 12.02.2002 № 991-Ю 03-02, ГУП «Ставрополькрайводоканал» разработка рабочего проекта поручена проектной организации ЗАО «Проект-БИС».
На проведение экспертизы рабочего проекта Министерством ЖКХ заключен договор от 19.06.2002 № 4824/1-02 на сумму 25,9 тыс. рублей с Управлением Государственной вневедомственной экспертизы при Правительстве Ставропольского края. В соответствии с экспертным заключением от 15.07.2002 № 4824/1-02 рабочий проект был направлен на доработку. По предложенным замечаниям Министерством ЖКХ выполнены мероприятия на сумму 19,0 тыс. рублей.
Сумма расходов по реконструкции объекта в 2001, 2002 годах составила 303,9 тыс. рублей, в том числе 9,3 тыс. рублей - услуги технического надзора.
Согласно экспертному заключению № 4824/2-02 от 02.09.2002 рабочий проект «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» рекомендован к утверждению со сметной стоимостью строительства 299,8 тыс. рублей в ценах 1991 года.
Приложением 1 к постановлению Государственной Думы Ставропольского края от 25.04.2002 № 103-III ГДСК вышеуказанный объект внесен в перечень капитального строительства объектов социального назначения Ставропольского края.
Для определения подрядной организации на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района», конкурсной комиссией по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве, осуществляемого на территории Ставропольского края 14.09.2003 проведены открытые торги по объекту «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района».
В соответствии с названным протоколом, сметная стоимость реконструкции водопровода в ценах 1991 года составляла 300 тыс. рублей, в том числе строительно-монтажные работы – 259 тыс. рублей.
На торги были представлены заявки от следующих организаций:
- ЗАО «Ставропольводстрой» (г. Ставрополь);
- ГУП «Ставрополькрайводоканал» (г. Ставрополь);
- ООО «ТИС» (г. Кисловодск).
По результатам заседания конкурсной комиссией принято решение о признании победителем открытых торгов ГУП «Ставрополькрайводоканал», с которым Министерством ЖКХ был заключен государственный контракт от 02.10.2003 № 5-626 (далее – ГК № 5-626) на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции водопровода общей стоимостью в базисных ценах 1991 года 245,2 тыс. рублей.
Сметная стоимость работ в ценах 2003 года составляла 6375,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2003 году – 466,0 тыс. рублей, в 2004 году – 2954,5 тыс. рублей, в 2005 году – 2954,5 тыс. рублей.
В 2003 году сумма расходов по реконструкции объекта составила 481,1 тыс. рублей.
Приказом Министерства ЖКХ от 24.06.2003 № 131 «О проведении переоценки основных средств, нематериальных активов, инвентаря и незавершенного строительства» проведена переоценка объекта незавершенного строительства «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района», балансовая стоимость которого по состоянию на 01.01.2003, составляла 303,9 тыс. рублей.
Проверкой установлено нарушение Министерством ЖКХ положений совместного приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.01.2003 № 25/6н/14/7 «Об утверждении Порядка проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений», выразившееся в несоответствии в стоимости переданных расходов, в следствии неправильно отраженной переоценки в бухгалтерском учете. В результате, восстановительная стоимость водопровода по состоянию на 01.01.2003 завышена на 303,9 тыс. рублей.
На 2004 год ГУП «Ставрополькрайводоканал» было предусмотрено финансирование в объеме 484,0 тыс. рублей, что составляет 16,3 % от общей потребности в средствах на 2004 год. Общая сумма расходов по реконструкции объекта в 2004 году составила 500,0 тыс. рублей, в том числе СМР - 484,0 тыс. рублей, услуги технического надзора - 16,0 тыс. рублей.
На 2005 год ГУП «Ставрополькрайводоканал» было предусмотрено финансирование в объеме 517,9 тыс. рублей, что составляет 17,5 % от общей потребности в средствах на 2005 год. Общая сумма расходов по реконструкции объекта в 2005 году составила 535,0 тыс. рублей, в том числе СМР - 517,9 тыс. рублей, услуги технического надзора - 17,1 тыс. рублей.
На 2006 год ГУП «Ставрополькрайводоканал» было предусмотрено финансирование в объеме 484,0 тыс. рублей. Общая сумма расходов по реконструкции объекта в 2006 году составила 500,0 тыс. рублей, в том числе СМР – 484,0 тыс. рублей, услуги технического надзора – 16,0 тыс. рублей. Кроме того, указанным соглашением срок окончания работ продлен до декабря 2008 года.
В 2007 году Министерством ЖКХ заключено соглашение с администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета о долевом финансировании инвестиционных программ с объемом финансирования работ за счет средств краевого бюджета - 500,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета муниципального образования - 15 тыс. рублей.
Соглашением от 05.09.2007 № 6 о внесении изменений и дополнений к ГК № 5-626 ГУП «Ставрополькрайводоканал» на 2007 год предусмотрено 498,5 тыс. рублей. Кроме того, в указанное соглашение была включена администрация Дубовского сельсовета, как сторона, на которую возложены полномочия в части финансового обеспечения мероприятий по реконструкции водопровода.
Общая сумма расходов по реконструкции объекта в 2007 году составила 515,0 тыс. рублей, в том числе СМР – 498,5 тыс. рублей, услуги технического надзора - 16,5 тыс. рублей.
В 2008 году Министерством ЖКХ с администрацией Дубовского сельсовета также было заключено соглашение о долевом финансировании инвестиционных программ с объемом финансирования работ за счет средств краевого бюджета – 6 000,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета муниципального образования – 180,0 тыс. рублей.
В связи с реорганизацией ГУП «Ставрополькрайводоканал» путем выделения из его состава ГУП «Управление специализированных монтажных работ» (далее – ГУП «УСМР») дополнительным соглашением от 25.03.2008 № 4 в ГК № 5-626 внесено изменение, в соответствии с которым, подрядчиком на выполнение работ по реконструкции водопровода определен правопреемник ГУП «Ставрополькрайводоканал» – ГУП «УСМР». Стоимость строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению в 2008 году, определена в сумме 5 832,3 тыс. рублей.
Общая сумма расходов по реконструкции объекта в 2008 году составила 4224,7 тыс. рублей, в том числе СМР – 3894,0 тыс. рублей, услуги технического надзора – 132,0 тыс. рублей, корректировка проекта и услуги по подготовки земельного участка - 198,7 тыс. рублей.
Недостаточный объем выделяемых денежных средств на проведение работ по строительству объекта «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района», не позволил завершить работы по реконструкции объекта в изначально установленный срок – три года, что повлекло за собой увеличение сметной стоимости объекта до 20 730,4 тыс. рублей.
На момент проверки работ по реконструкции объекта выполнено на сумму 7 059,6 тыс. рублей в текущих ценах.
При общей потребности в средствах на реконструкцию водопровода в 20 730,4 тыс. рублей, объемом финансирования за период 2001-2008 годов в сумме 8 836,2 тыс. рублей обеспечено 42,6 % от общей потребности.
Остаток сметной стоимости строительства объекта «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района», на момент проверки составляет 13 670,7 тыс. рублей.
ВЫВОДЫ
1. В ходе проверки установлено несоответствие наименования объекта капитального строительства для нужд Ставропольского края – «Реконструкция водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района»» фактическому содержанию работ, предусмотренных проектом.
Выполнение работ по реконструкции водопровода села Калиновка указанным проектом не предусмотрено.
До настоящего времени наименование объекта в нормативных правовых актах, регламентирующих выделение бюджетных средств на реконструкцию данного водопровода, в соответствие с проектно-сметной документацией не приведено, что ведет к неоднозначному толкованию направления расходования бюджетных средств.
2. Выделение средств из краевого бюджета на реконструкцию водопровода села Дубовка и села Калиновка Шпаковского района в проверяемом периоде осуществлялось в соответствии с распределением объема государственных капитальных вложений, выделенных на очередной финансовый год согласно утвержденному перечню строек и объектов для государственных нужд Ставропольского края на соответствующий год.
Недостаточный объем выделяемых денежных средств на проведение работ по строительству объекта «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района», не позволил завершить работы по реконструкции объекта в изначально установленный срок – три года, что повлекло за собой увеличение сметной стоимости объекта до 20 730,4 тыс. рублей. Объем финансирования данного объекта за период 2001-2008 годов составил 8 836,2 тыс. рублей, чем обеспечено 42,6 % от общей потребности.
Остаток сметной стоимости строительства объекта «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» на момент проверки составлял 13 670,7 тыс. рублей.
3. Проверкой установлены факты свидетельствующие о формальном подходе Министерства ЖКХ к финансированию расходов на реконструкцию водопровода.
4. Министерством ЖКХ, в нарушение положений совместного приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.01.2003 № 25/6н/14/7 «Об утверждении Порядка проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений», на 303,9 тыс. рублей завышена восстановительная стоимость водопровода по состоянию на 01.01.2003 года.
5.Состояние водоснабжения села Калиновка находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Существующие каптажи источников подземных вод, питающие водовод села Калиновка, имеют крайне низкий дебит воды.
Водоснабжение села Дубовка осуществляется по существующему водоводу мощностью 12,7 км 1966 года постройки. В связи с постоянными перебоями в водоснабжении, главой муниципального образования Дубовского сельсовета утвержден график подачи воды по улицам села, в зависимости от дня недели.
6. В условиях отсутствия воды в системе водопровода, на территории Дубовского сельсовета организована транспортировка воды в индивидуальные колодцы потребителей автомобильным транспортом МУП «Прогресс». На момент проверки стоимость воды, доставляемой жителям села Калиновка, составляла 340 рублей за 3,6 кубических метра.
В ходе проверки выявлены нарушения в работе МУП «Прогресс», в котором с нарушениями действующего законодательства производилось списание горюче-смазочных материалов, допускался выпуск на линию водителей, не прошедших предрейсовый медицинский осмотр. На источнике забора воды отсутствовали приборы учета. В нарушение положений статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, МУП «Прогресс» выполнялись работы по улучшению водоснабжения отдельных улиц села Дубовка, не предусмотренные проектной документацией
7. ГУП «Управление капитального строительства» – Заказчиком-застройщиком по объекту «Реконструкция водопровода с.Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» допущено нарушение статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившееся в отсутствии строительного контроля за соответствием выполняемых работ проектной документации.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Направить отчет о результатах проверки Губернатору Ставропольского края, в Государственную Думу Ставропольского края.
2. Предложить Правительству Ставропольского края рассмотреть вопрос о необходимости принятия мер, направленных на стабилизацию водоснабжения села Калиновка Шпаковского района.
3. Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края:
3.1. Рассмотреть вопрос о необходимости приведения наименования объекта капитального строительства для государственных нужд «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района», в соответствие с проектной документацией.
3.2. Рассмотреть вопрос о необходимости корректировки восстановительной стоимости реконструируемого водовода.
3.3. Обеспечить своевременное перечисление и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на реконструкцию водопровода.
4. ГУП СК «Управление капитального строительства» усилить контроль за производством работ на территории объекта «Реконструкция водопровода с. Дубовка и х. Калиновка Шпаковского района» в целях исключения практики производства сторонними организациями работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией.
5. Администрации муниципального образования Дубовский сельсовет Шпаковского района:
5.1. Продолжить проведение мероприятий, направленных на стабилизацию водоснабжения села Калиновка.
5.2. В целях снижения стоимости услуг по доставке жителям села Калиновка воды, рассмотреть вопрос о необходимости возмещения МУП «Прогресс» части затрат, связанных с оказанием данных услуг.
6. Муниципальному унитарному предприятию «Прогресс»:
6.1. Не допускать производство работ по строительству линий водопровода не предусмотренных проектно-сметной документацией.
6.2. Установить приборы учета на источнике забора воды для ее последующей доставки населению.
6.3. Оформление первичных документов предприятия, списание горюче-смазочных материалов осуществлять в соответствии с действующим законодательством.
6.4. Не допускать выпуск водителей в рейс без прохождения предрейсового медицинского осмотра.
7. С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков при реализации мероприятий по реконструкции водопровода села Дубовка и села Калиновка, в соответствии со статьей 18 Закона Ставропольского края «О Счетной палате Ставропольского края», направить представления в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, ГУП СК «Управление капитального строительства», администрацию муниципального образования Дубовский сельсовет Шпаковского района, муниципальное унитарное предприятие «Прогресс».
Аудитор Счетной палаты
Ставропольского края А.В. Иванова
[1] В реестре районов и населенных пунктов Ставропольского края, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 04.05.2006 № 63-п, наименование данного населенного пункта указано как «село Калиновка».