[4 июля 2008 г.] Отчет о результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2005-2007 годах государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Свой Дом» на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005 – 2007 годы», в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
_____________А.А. Колесников
4 июля 2008 года
ОТЧЕТ
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2005-2007 годах государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Свой Дом» на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005 – 2007 годы», в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»<?xml:namespace prefix = o ns = />
Основание для проведения проверки: пункт 2.7 плана работы Счетной палаты Ставропольского края на 2008 год, распоряжение Председателя Счетной палаты Ставропольского края от 26.05.2008 № 39.
Цель проверки: целевое и эффективное использование средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2005-2007 годах государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Свой Дом» на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005 – 2007 годы», в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Предмет проверки: средства бюджета Ставропольского края, выделенные в 2005-2007 годах государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Свой Дом» на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005 – 2007 годы», в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Объект проверки: государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Свой Дом» (далее ГУП СК «Свой Дом», Предприятие).
Перечень оформленных актов: акт проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2005-2007 годах государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Свой Дом» на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005 – 2007 годы», в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Проверяемый период деятельности: 2005-2007 годы.
Срок проведения проверки: с 27 мая 2008 по 01 июля 2008 года.
Результаты проверки
По итогам проведения проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2005-2007 годах государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Свой Дом», составлен акт о результатах проверки. В акте отражены все вопросы, предусмотренные программой проверки. Должностные лица проверяемой организации ознакомлены с актом проверки под роспись. Разногласий к акту в Счетную палату Ставропольского края не поступало.
В ходе проведения проверки препятствий в ее проведении не отмечено. Все затребованные документы представлены в согласованные сроки.
1. Нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования в Ставропольском крае. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ГУП СК «Свой Дом», учредительных и локальных документов
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 со 100% государственным капиталом было создано ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее: ОАО «АИЖК», Агентство). Целью деятельности ОАО «АИЖК» является обеспечение ликвидности российских коммерческих банков, предоставляющих долгосрочные жилищные кредиты населению за счет покупки прав требований по таким кредитам на средства, привлекаемые путем размещения облигаций ОАО «АИЖК» на фондовом рынке.
В целях формирования платежеспособного спроса на жилье со стороны населения, ОАО «АИЖК» разработана и внедрена двухуровневая система ипотечного кредитования, предусматривающая рефинансирование агентством кредитов, выдаваемых во всех регионах страны по единым стандартам.
Система рефинансирования, реализуемая Агентством, позволяет равномерно распределить риски между всеми участниками рынка. Важной составляющей этой системы является тесное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их уполномоченными ипотечными операторами, с которыми Агентство заключает трехсторонние договоры.
В соответствии с трехсторонним соглашением о сотрудничестве в области развития ипотечного жилищного кредитования в Ставропольском крае, заключенным между ОАО «АИЖК», Правительством Ставропольского края и ГУП СК «Свой Дом», последнее является региональным оператором в федеральной системе развития ипотечного жилищного кредитования на территории Ставропольского края.
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Свой Дом» создано в соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 19.09.2003 № 350-рп. Уставный капитал Предприятия на момент проведения проверки составлял 11 000 тыс. рублей.
Согласно Уставу ГУП СК «Свой Дом», основная цель деятельности Предприятия – удовлетворение общественных потребностей в создании и развитии системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования на территории Ставропольского края.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» одобрена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации. Указанным нормативным актом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано разработать на основе вышеназванной концепции региональные программы ипотечного жилищного кредитования.
Счетная палата Ставропольского края отмечает, что краевая целевая программа по развитию ипотечного жилищного кредитования в Ставропольском крае была разработана спустя пять лет.
Программные назначения, предусмотренные краевой целевой программой «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005-2007 годы» (далее: КЦП, Программа), составляли 445 000 тыс. рублей, в том числе за счет бюджета Ставропольского края - 147 000 тыс. рублей (2005 год – 70 000 тыс. рублей; 2006 год – 26 000 тыс. рублей; 2007 год - 51 000 тыс. рублей).
Законом Ставропольского края от 31.12.2004 № 126-кз «О бюджете Ставропольского края на 2005 год» Предприятию было предусмотрено предоставление бюджетного кредита на развитие ипотечного кредитования в Ставропольском крае в сумме 26 000 тыс. рублей под 0,01 процента годовых со сроком погашения 30 апреля 2006 года.
Законом Ставропольского края от 31.12.2005 № 84-кз «О бюджете Ставропольского края на 2006 год» на реализацию вышеуказанной краевой целевой программы ГУП СК «Свой Дом» было предусмотрено предоставление бюджетного кредита в сумме 26 000 тыс. рублей под 0,01 процента годовых, со сроком погашения 10 декабря 2007 года, а также государственная гарантия Ставропольского края в сумме 44 000 тыс. рублей для получения банковского кредита в кредитных организациях, со сроком погашения в 2007 году. Государственная гарантия Ставропольского края использована Предприятием для привлечения кредитных ресурсов в объеме 20 000 тыс. рублей.
Законом Ставропольского края от 29.12.2006 № 97-кз «О бюджете Ставропольского края на 2007 год» в целях развития ипотечного кредитования в Ставропольском крае ГУП СК «Свой Дом» было предусмотрено предоставление бюджетного кредита в сумме 26 000 тыс. рублей со сроком погашения до 01 декабря 2008 года и ставкой за пользование бюджетным кредитом в размере 0,01 процента годовых.
Таким образом, за период с 2005 по 2007 год средства, направленные Предприятию на реализацию мероприятий КЦП «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005-2007 годы» из краевого бюджета, составили 98 000 тыс. рублей (66 % от программных назначений).
Среди задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, Программой были определены следующие мероприятия:
- разработка законодательной и нормативной базы для реализации механизма ипотечного кредитования и эффективного функционирования первичного и вторичного рынков ипотечных жилищных кредитов;
- обобщение и использование опыта, накопленного в различных регионах Российской Федерации, по созданию и внедрению механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов.
По мнению Счетной палаты Ставропольского края, данные задачи в ходе реализации КЦП «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005-2007 годы» реализованы не были.
Действие краевой целевой программы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005-2007 годы» завершено в 2007 году.
Счетная палата Ставропольского края отмечает, что до настоящего момента концепция развития системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования не разработана, аналогичная программа на последующий период не утверждена, что негативно влияет на доступность жилья в крае.
Кроме того, в Ставропольском крае до настоящего времени не разработана надлежащая нормативно-правовая база по регулированию общественных отношений, связанных с ипотечным жилищным кредитованием. Сравнительный анализ законодательства субъектов ЮФО в данной области свидетельствует о том, что в соседних регионах нормативные правовые акты в данной сфере приняты своевременно и реализуются на практике.
2. Целевое и эффективное использование средств бюджета Ставропольского края, направленных на реализацию мероприятий в рамках КЦП «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005 – 2007 годы»
В ходе проверки установлено, что в ГУП СК «Свой Дом» отсутствует раздельный учет бюджетных средств, полученных в рамках бюджетного кредита, и средств, поступивших от коммерческой деятельности предприятия.
Министерством финансов Ставропольского края средства бюджетного кредита, предусмотренные статьей 41 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 № 126-кз «О бюджете Ставропольского края на 2005 год» в сумме 26 000,0 тыс. рублей были перечислены на счет ГУП СК «Свой Дом», по состоянию на 01.05.2005, в полном объеме.
Проверкой установлено, что часть средств бюджетного кредита, полученного ГУП СК «Свой Дом» в 2005 году, в сумме 3 000,0 тыс. рублей, были израсходованы на возврат бюджетного кредита, полученного Предприятием в 2004 году, что не соответствует условиям получения бюджетных средств.
Проверкой полноты и своевременности возврата бюджетного кредита в 2005 году установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей до 01.01.2008), погашение задолженности по бюджетному кредиту произведено путем проведения взаимозачета в счет вновь предоставленного бюджетного кредита на основании статьи 46 Закона «О бюджете Ставропольского края на 2006 год». Также, путем проведения взаимозачета был погашен бюджетный кредит, предоставленный ГУП СК «Свой Дом» в 2006 году.
Кроме того, зачет задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному ГУП СК «Свой Дом» в 2006 году, на вновь выданный в 2007 году, произведен позднее предусмотренного срока возврата.
Следует учесть, что министерством финансов Ставропольского края не применялись меры, предусмотренные статьей 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2008), взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств не производилось.
Счетная палата Ставропольского края отмечает недостаточный контроль со стороны министерства финансов Ставропольского края за исполнением обязательств ГУП СК «Свой Дом» по соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов.
Необходимо принять во внимание, что на момент возврата бюджетных кредитов, на расчетных счетах Предприятия отсутствовали средства, достаточные для их погашения, что свидетельствует о неплатежеспособности ГУП СК «Свой Дом».
Статьей 46 Закона Ставропольского края от 31.12.2005 № 84-кз «О бюджете Ставропольского края на 2006 год» ГУП СК «Свой Дом» было предусмотрено предоставление государственной гарантии для получения банковского кредита в сумме 44 000,0 тыс. рублей.
Проверка Предприятия министерством финансов Ставропольского края, проведенная в 2006 году в соответствии со статьей 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации, показала, что финансовое состояние ГУП СК «Свой Дом» свидетельствовало о неспособности предприятия осуществить возврат кредитных средств, привлекаемых под обеспечение государственной гарантией.
Несмотря на выявленные нарушения и отрицательное заключение о финансовом состоянии ГУП СК «Свой Дом», между министерством финансов Ставропольского края, акционерным коммерческим банком «Московский Индустриальный банк» (далее – ОАО «МИнБ») и ГУП СК «Свой Дом» был заключен договор о предоставлении Предприятию государственной гарантии Ставропольского края на сумму 20 000,0 тыс. рублей.
Кредитные средства в сумме 20 000,0 тыс. рублей Предприятием в надлежащий срок банку возвращены не были. В связи с чем, задолженность по кредиту в сумме 2 764,4 тыс. рублей была списана с расчетного счета ГУП СК «Свой Дом» в безакцептном порядке. За нарушение срока возврата кредита с расчетного счета Предприятия были списаны денежные средства в счет процентов по просроченной задолженности.
Задолженность по кредиту ГУП СК «Свой Дом» перед ОАО «МИнБ» в объеме 17 235,6 тыс. рублей была погашена министерством финансов Ставропольского края в июле 2007 года, с одновременным предъявлением требований к ГУП СК «Свой Дом» о возмещении оплаченных сумм.
В связи с неуплатой ГУП СК «Свой Дом» средств в установленный срок, министерством финансов Ставропольского края было выставлено инкассовое поручение на сумму 17 235,6 тыс. рублей для списания в бесспорном порядке указанной суммы с расчетного счета Предприятия, открытого в ОАО «МИнБ». На иные расчетные счета ГУП СК «Свой Дом» инкассовые поручения министерством финансов Ставропольского края не выставлялись.
По мнению Счетной палаты Ставропольского края, министерством финансов Ставропольского края не были приняты исчерпывающие меры для обеспечения возврата бюджетных средств по исполненной государственной гарантии.
По состоянию на 15.06.2008 задолженность ГУП СК «Свой Дом» перед бюджетом Ставропольского края по предоставленной государственной гарантии составляла 10 222,6 тыс. рублей.
3. Анализ эффективности деятельности ГУП СК «Свой Дом» по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Ставропольском крае
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю (далее Ставропольстат), на территории Ставропольского края наблюдается следующая динамика роста средней номинальной заработной платы и стоимости 1 кв.м. жилья:
Анализ статистических данных показал, что коэффициент доступности жилья в Ставропольском крае в 2005 году составлял 6,98; в 2006 – 6,56; в 2007 – 6,88. Показатели доступности жилья в Ставропольском крае за 2005-2007 годы, приведены в таблице:
Таблица 1
Год | Среднерыночная стоимость 1 кв.м. жилья, тыс. рублей | Стоимость стандартной квартиры, тыс. рублей | Среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего, тыс. рублей | Среднегодовой доход семьи из 2-х работающих тыс. рублей | Коэффициент доступности жилья 3/5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2005 | 14,62 | 789,91 | 5,42 | 113,17 | 6,98 |
2006 | 17,07 | 921,78 | 6,73 | 140,52 | 6,56 |
2007 | 23,01 | 1 242,70 | 8,65 | 180,61 | 6,88 |
Анализ таблицы показывает, что среднестатистической ставропольской семье для приобретения стандартной квартиры необходимо было осуществлять накопления (не производя никаких дополнительных затрат), исходя из общего дохода семьи, более 6 лет.
Следует отметить, что в Федеральной программе «Жилище» на 2002-2010 годы, на 2005 год приведен целевой индикатор коэффициента доступности жилья равный 3,7. В Ставропольском крае данный показатель в 2005 году превышал прогнозируемое значение в 1,9 раз. Для сравнения, к концу 2007 года плановый показатель коэффициента доступности жилья в среднем по Российской Федерации равнялся 3,2, а к 2010 году показатель коэффициента доступности жилья должен составлять 3.
Счетная палата Ставропольского края отмечает, что коэффициент доступности жилья в Ставропольском крае за 2005-2007 годы изменялся неравномерно. Если в 2006 году, по отношению к 2005 году, данный показатель снизился, то в 2007 году он увеличился и стал превышать прогнозируемое значение в 2,2 раза.
Согласно данных Ставропольстата, величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2007 году в Ставропольском крае составила 3,38 тыс. рублей в месяц. Для семьи из трех человек минимальные необходимые для жизни расходы составляли 121,68 тыс. рублей в год. В результате в 2007 году семья из трех человек могла направить средства на накопления для приобретения жилья в сумме 58,93 тыс. рублей в год. В данном случае срок накопления составит более 20 лет, при этом стоимость 1 кв.м. жилья в течении 20 лет будет постоянно увеличиваться.
Показатели роста величины прожиточного минимума и срока необходимых накоплений в разрезе годов показаны в таблице:
Таблица 2
Год | Величина прожиточного минимума, тыс. рублей / месяц | Сумма минимальных расходов семьи из 3-х человек, тыс. рублей в год | Среднегодовой доход семьи при 2-х работающих, тыс. рублей | Срок накопления средств, для приобретения стандартной квартиры <?xml:namespace prefix = st1 ns = /> |
2005 | 2,55 | 91,80 | 113,17 | 37,0 |
2006 | 2,98 | 107,28 | 140,52 | 27,7 |
2007 | 3,38 | 121,68 | 180,61 | 21,1 |
Рост доходов работающего населения Ставропольского края за последние три года привел к снижению сроков накопления средств, необходимых для приобретения жилья. Однако, учитывая период необходимый для достаточных накоплений, основная часть граждан, имеющая относительно стабильный доход, не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы.
При оценке эффективности реализации программных мероприятий одним из показателей выполнения программы было определено увеличение объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования жителей края.
Необходимо принять во внимание, что на территории Ставропольского края отмечается рост объемов кредитов, предоставленных кредитными организациями края на приобретение жилья.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что предоставление долгосрочных ипотечных займов ГУП СК «Свой Дом» имеет отрицательную динамику как по количеству, так и по объемам займов.
Исполнителем Программы - ГУП СК «Свой Дом», не была обеспечена заинтересованность населения края в приобретении жилья с помощью ипотечных кредитов. Как следствие, предоставление долгосрочных ипотечных кредитов ГУП СК «Свой Дом» на территории Ставропольского края производилось неравномерно. Количество выданных займов для приобретения жилья, находящегося в г. Ставрополе, составило 67% от всех выданных займов. Тогда как займы для приобретения жилья, находящегося на остальной территории края (г. Пятигорск, г. Невинномысск, с. Дивное, с. Курсавка, с. Рагули, с. Надежда, ст. Рождественская, ст. Ессентукская), составили по 1,2 %.
Вместе с тем, в 2005-2007 годах имели место случаи предоставления Предприятием ипотечных займов гражданам, не зарегистрированным на территории края.
«На официальном сайте ОАО АИЖК» (http://ahml.ru) опубликован отчет по соблюдению платежной дисциплины заемщиками по регионам России. В отчете приведено соотношение суммы остатков основного долга по просроченным кредитам, к сумме остатков основного долга по всем кредитам в портфеле, сопровождаемом Агентством, в разрезе регионов. В соответствии с данными ОАО «АИЖК» по состоянию на 01.05.2008 Ставропольский край имеет высокий уровень просроченной задолженности по ипотечным займам (21,1%), что ставит край на предпоследнее место в России. Аналогичный показатель в Краснодарском крае равен 9,8%, в Астраханской области 5,7 %, в Ростовской области 3,5%.
4. Анализ финансовых показателей деятельности ГУП СК «Свой Дом» в период реализации КЦП «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005-2007 годы»
Основные средства и нематериальные активы ГУП СК «Свой Дом» в 2005 2007 годах составляли незначительную величину. Оборотные активы представлены, преимущественно, краткосрочными финансовыми вложениями в виде выданных займов юридическим и физическим лицам на сумму 8 751,0 тыс. рублей и приобретенных прав по инвестированию на сумму 4 436 тыс. рублей.
Общая оценка структуры источников формирования имущества свидетельствует о нестабильном финансовом положении предприятия. Кроме того, проверкой установлено искажение бухгалтерской отчетности за 2005 год - бюджетный заем в размере 26 000,0 тыс. рублей в балансе отражен по строке «Добавочный капитал», тем самым увеличен собственный капитал Предприятия.
На протяжении 2005-2007 годов ГУП СК «Свой Дом» находилось в крайне тяжелом экономическом положении. Одна из основных причин убыточности - высокий уровень издержек Предприятия при низком уровне доходов.
По состоянию на 30.06.2008 года ГУП СК «Свой Дом» осуществлялось обслуживание 155 закладных на сумму 92 191,2 тыс. рублей, на балансе предприятия находилось 14 закладных на сумму 7 387,5 тыс. рублей.
5. Проверка отдельных вопросов деятельности ГУП СК «Свой Дом»
В ходе проверки установлено, что в 2005-2007 годах ГУП СК «Свой Дом» заключались контракты, повлекшие за собой долгосрочное отвлечение средств Предприятия, а также нецелевое использование средств.
В июле 2005 года, в нарушение статьи 18 Федерального Закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», без согласования с министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, между ГУП СК «Свой Дом» и ООО «Аспект» был заключен договор займа, согласно которому ГУП СК «Свой Дом» (заимодавец) обязался предоставить ООО «Аспект» (заемщик) денежные средства в размере 6 000,0 тыс. рублей. В рамках указанного договора ГУП СК «Свой Дом» перечислило ООО «Аспект» денежные средства в размере 5 607,0 тыс. рублей.
Предоставление займов юридическим лицам не для целей ипотечного жилищного кредитования Уставом ГУП СК «Свой Дом», в качестве вида деятельности, не предусмотрено. Таким образом, денежные средства, полученные из бюджета Ставропольского края для развития ипотечного кредитования, были переданы ООО «Аспект» взаем, что в силу статей 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
Кроме того, проверкой установлено, что ГУП СК «Свой Дом» были заключены контракты с организациями – владельцами земельных участков с целью осуществления инвестирования строительства объектов на земельных участках. В связи с отзывом доверенностей, выданных ООО «Декоративные культуры», ЗАО «СтавСервис» и ЗАО «Арсенал» и досрочным расторжением контрактов, ГУП СК «Свой Дом» утрачена возможность дальнейшего осуществления строительства объектов на вышеуказанных участках.
Впоследствии между ООО «Декоративные культуры», ЗАО «СтавСервис» и ЗАО «Арсенал» с ГУП СК «Свой Дом» были подписаны акты согласования величины убытков на общую сумму 11 357 182 рублей, вызванных расторжением контрактов. Согласно указанным актам ЗАО «СтавСервис» и ЗАО «Арсенал» были приняты обязательства о возврате ГУП СК «Свой Дом» произведенных затрат.
До настоящего времени задолженность ЗАО «СтавСервис» и ЗАО «Арсенал», подлежащая возврату по решению суда, ГУП СК «Свой Дом» в полном объеме не возвращена.
В ходе проверки установлено, что при наличии исполнительных производств по искам к ЗАО «СтавСервис» и ЗАО «Арсенал», руководством ГУП СК «Свой Дом» исполнительные листы были отозваны без исполнения.
В результате анализа главной книги по расчетам налога на добавленную стоимость за период 2005-2007 годы установлено, что по указанному налогу Предприятие имеет дебиторскую задолженность перед налоговым органом по месту постановки на учет.
ГУП СК «Свой Дом» не проводилась работа с налоговыми органами по возврату дебиторской задолженности по указанному налогу. На момент проверки дебиторская задолженность составляла 554,9 тыс. рублей.
Кроме того, в нарушение пункта 4 статьи 18 Федерального Закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», пункта 3.9 Устава ГУП СК «Свой Дом», выдавались беспроцентные денежные займы сотрудникам предприятия без согласования с министерством жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края. За 2005-2007 годы Предприятием было выдано 9 беспроцентных денежных займов на срок от 3 месяцев до 1 года на общую сумму 435,0 тыс. рублей.
В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде ГУП СК «Свой Дом» были оплачены работы по ремонту принадлежащих Предприятию квартир в сумме 305,0 тыс. рублей. Лица, виновные в причинении ущерба квартирам, не устанавливались, и требования о возмещении произведенных расходов не предъявлялись.
Кроме того, установлен факт передачи трехкомнатной квартиры, принадлежащей Предприятию, в собственность заместителю генерального директора по экономической безопасности ГУП СК «Свой Дом» без получения оплаты. Денежные средства в кассу Предприятия поступили спустя месяц от иного лица.
Выводы
1. В Ставропольском крае до настоящего времени не разработана нормативно-правовая база по регулированию отношений, связанных с долгосрочным ипотечным жилищным кредитованием.
Вместе с тем, сравнительный анализ законодательства субъектов ЮФО в данной области свидетельствует о том, что в соседних регионах нормативные правовые акты в данной сфере приняты своевременно и реализуются на практике.
2. Действие КЦП «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005-2007 годы» завершено в 2007 году. Отсутствие в Ставропольском крае концепции развития системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, а также краевой целевой программы на последующий период, негативно влияет на создание в крае условий реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
3. На территории Ставропольского края отмечается рост объемов ипотечных кредитов, предоставленных кредитными организациями, однако, механизмы адресной поддержки отдельных категорий граждан при приобретении ими жилья с помощью долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, в Ставропольском крае реализуются в недостаточной степени.
4. Рост доходов работающего населения Ставропольского края за последние три года привел к снижению сроков накопления средств, необходимых для приобретения жилья. Вместе с тем, основная часть граждан, имеющая относительно стабильный доход, до сих пор не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы, так как период накопления средств на приобретение жилья составляет более 20 лет.
5. На протяжении 2005-2007 годов ГУП СК «Свой Дом» находилось в крайне тяжелом экономическом положении. Одна из основных причин убыточности - высокий уровень затрат Предприятия при низком уровне доходов. Общая задолженность Предприятия перед бюджетом Ставропольского края на 15.06.2008 составляет 36 222,6 тыс. рублей, в том числе: 26 000 тыс. рублей – бюджетный кредит со сроком погашения 01.12.2008, а также 10 222,6 тыс. рублей – просроченная задолженность по государственной гарантии Ставропольского края.
6. Предоставление Предприятием долгосрочных ипотечных займов, рефинансирование закладных в 2006-2007 годах имеет отрицательную динамику как по количеству, так и по объемам.
В связи недостаточной работой ГУП СК «Свой Дом» по информированию населения края о возможностях ипотечного кредитования, проверкой установлена неравномерная реализация Программы на территории Ставропольского края: количество выданных ипотечных займов для приобретения жилья, находящегося в г. Ставрополе, составило 67% от всех выданных Предприятием ипотечных займов. Вместе с тем, в 2005-2007 годах имели место случаи предоставления ипотечных займов гражданам, не зарегистрированным на территории Ставропольского края.
По состоянию на 30.06.2008 года ГУП СК «Свой Дом» осуществлялось обслуживание 155 закладных на сумму 92 191,2 тыс. рублей, на балансе предприятия находилось 14 закладных на сумму 7 387,5 тыс. рублей.
7. По данным ОАО «АИЖК», уровень просроченной задолженности по ипотечным займам в Ставропольском крае по состоянию на 01.05.2008 составляет 21,1%, что ставит край на предпоследнее место в России. Аналогичный показатель в Краснодарском крае равен 9,8%, в Астраханской области 5,7 %, в Ростовской области 3,5%.
8. В ходе проверки установлено, что Предприятие в 2005-2007 годах не обращалось в налоговые органы по вопросу о возврате дебиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость.
9. В ходе проверки установлено, что ГУП СК «Свой Дом» допущено отвлечение денежных средств из оборота Предприятия на сумму 11 357 182 руб., из которых 4 833 575 руб. или 42,6 % до настоящего времени не возвращены.
Предложения
1. Направить отчет о результатах проверки Губернатору Ставропольского края, в Государственную Думу Ставропольского края.
2. Предложить Правительству Ставропольского края:
2.1. Обратить внимание на необходимость полного, своевременного возврата средств краевого бюджета, предоставленных ГУП СК «Свой Дом» в 2006 – 2007 годах.
2.2. В целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» рассмотреть вопрос о целесообразности разработки и утверждения краевой целевой программы по развитию системы ипотечного жилищного кредитования на территории Ставропольского края.
2.3. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки системы мер по поддержке отдельных категорий граждан путем субсидирования процентной ставки по кредиту при приобретении жилья с помощью ипотечного жилищного кредитования.
2.4. Обратить внимание на необходимость усиления контроля над исполнением министерством финансов Ставропольского края полномочий по проведению проверок финансового состояния получателей государственных гарантий Ставропольского края в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».
3. С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков при реализации краевой целевой программы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья в Ставропольском крае на 2005 – 2007 годы», в соответствии со статьей 18 Закона Ставропольского края «О Счетной палате Ставропольского края», направить представления в министерство финансов Ставропольского края, министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Свой дом».
Аудитор Счетной палаты Ставропольского края | А.Н. Кононов |