Информация Контрольно-счетной палаты Ставропольского края о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, выделенных в 2011 - 2012 годах и истекшем периоде 2013 года в рамках реализации краевых адресных программ на переселение граждан на территории Ставропольского края из аварийного жилищного фонда»
ИНФОРМАЦИЯ
Контрольно-счетной палаты Ставропольского края о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, выделенных в 2011 - 2012 годах и истекшем периоде 2013 года в рамках реализации краевых адресных программ на переселение граждан на территории Ставропольского края из аварийного жилищного фонда»
Основания для проведения контрольного мероприятия
Пункт 2.19 плана работы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края на 2013 год, распоряжения Контрольно-счетной палаты Ставропольского края от 12 июля 2013 года № 25 и от 30 июля 2013 года № 28.
Цели контрольного мероприятия
Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, выделенных в 2011 - 2012 годах и истекшем периоде 2013 года в рамках реализации краевых адресных программ на переселение граждан на территории Ставропольского края из аварийного жилищного фонда.
Предмет контрольного мероприятия
Средства, направленные на переселение граждан на территории Ставропольского края из аварийных домов.
Объекты контрольного мероприятия
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, администрации 3 муниципальных образований Ставропольского края (город Благодарный, город Минеральные Воды, Донской сельсовет Труновского района).
Проверяемый период деятельности
2011– 2012 годы и истекший период 2013 года.
Выводы
1. Проверкой организационного и финансового обеспечения реализации краевых адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда установлено следующее:
1.1. По состоянию на 01.01.2013 (срок завершения реализации Программ № 153-п, № 154-п и № 483-п) фактически в рамках 3 краевых адресных программ на территории Ставропольского края в течение 2011-2012 годов переселено 639 жителей (36,9% от совокупного планового показателя в количестве 1 732 жителей) из жилых помещений общей площадью 8 759,1 кв. м (34,9% от совокупного планового показателя в объеме 25 064,6 кв. м), в том числе:
- по Программе № 153-п переселено 84 жителя (16,4 % от планового показателя в количестве 511 жителей) из аварийных жилых помещений общей площадью 1 221,7 кв. м (15,9% от планового показателя в объеме 7 695,4 кв. м);
- по Программе № 154-п – 432 жителя (42,0 % от планового показателя в количестве 1 028 жителей) из аварийных жилых помещений общей площадью 6 236,9 кв. м (40,5 % от планового показателя в объеме 15 395,3 кв. м);
- по Программе № 483-п – 123 жителя (63,7 % от планового показателя в количестве 193 жителей) из аварийных жилых помещений общей площадью 1 300,5 кв. м (65,9 % от планового показателя в объеме 1 973,9 кв. м).
Следовательно, планируемые цели реализации Программ № 153-п, № 154-п и № 483-п в части переселения всех 1 732 граждан, занимающих помещения в 78 аварийных домах, в благоустроенные жилые помещения с последующим сносом аварийного жилья в срок до 31 декабря 2012 года, не достигнуты и соответствующие задачи не решены.
1.2. По состоянию на 01.08.2013 в соответствии с отчетом Ставропольского края о ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, всего в рамках реализации на территории Ставропольского края трех вышеуказанных программ из 1 732 граждан, проживающих в 78 аварийных МКД, фактически переселено 1 473 человека (85,0% от общего их количества).
На указанную дату из 78 аварийных МКД полностью расселены 52 дома (66,7% от их общего количества). Не расселены граждане на территории 7 муниципальных образований – городов Ставрополя, Железноводска, Пятигорска, Буденновска, Зеленокумска, Минеральные Воды и поселка Анджиевского в связи с судебными разбирательствами по вопросу их переселения.
В 13 из 15 муниципальных образований (кроме городов Михайловска и Ессентуки) снос аварийных МКД не был осуществлен. Из подлежащих сносу аварийных 78 МКД осуществлен снос лишь 4 домов, что составляет только 5,1% от количества подлежащих сносу МКД.
Таким образом, планируемые цели и показатели реализации 3 краевых адресных программ по переселению всех граждан из аварийного жилищного фонда Ставропольского края и сносу 74 аварийных домов на момент проведения проверки по-прежнему не достигнуты.
2. Проверкой соблюдения правил предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлено следующее:
2.1. В нарушение пункта 8 Правил предоставления и расчета субсидий Программ № 153-п и № 154-п и пункта 9 Правил предоставления и расчета субсидий Программы № 483-п Комитетом ЖКХ при отсутствии утвержденных муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на лицевые счета уполномоченных органов 4 муниципальных образований (города Ставрополь, Георгиевск, Буденновск и Невинномысск) перечислены средства субсидий в общей сумме 56 502,8 тыс. рублей, в том числе средства Фонда – в сумме 36 415,2 тыс. рублей и средства бюджета Ставропольского края – в сумме 20 087,6 тыс. рублей.
2.2. В нарушение пункта 9 Правил предоставления и расчета субсидий Программы № 483-п Комитетом ЖКХ на 2 дня ранее, чем в бюджете города Минеральные Воды были предусмотрены бюджетные ассигнования на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Программы № 483-п (решение Минераловодской городской Думы от 30.12.2011 № 194), городу Минеральные Воды перечислены средства субсидии в общей сумме 19 836,6 тыс. рублей, в том числе средства Фонда – в сумме 12 125,9 тыс. рублей и средства бюджета Ставропольского края – в сумме 7 710,7 тыс. рублей.
2.3. Правила предоставления и расчета субсидий в качестве обязательного условия предоставления субсидий не содержат положение, устанавливающее обязанность муниципальных образований представлять в Комитет ЖКХ документы, подтверждающие наличие в бюджете муниципального образования на 2012 год средств для обеспечения софинансирования расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, что не соответствует требованиям статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Проверкой в муниципальных образованиях выявлены нарушения и недостатки при предоставлении гражданам нового жилья взамен аварийного, а именно:
3.1. В нарушение части 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации) в ходе переселения из аварийного жилья ряду граждан по договорам социального найма предоставлены жилые помещения с меньшим количеством комнат, чем в ранее имевшихся помещениях, в том числе:
- администрацией города Благодарного на приобретение 8 квартир с меньшим количеством комнат израсходовано 6 694,1 тыс. рублей;
- администрацией Донского сельсовета на приобретение 14 квартир с меньшим количеством комнат израсходовано 9 876,9 тыс. рублей.
Направление администрациями муниципальных образований денежных средств в общей сумме 16 571,0 тыс. рублей в нарушение части 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации) на приобретение жилья для переселяемых из аварийных помещений граждан с меньшим количеством комнат по сравнению с ранее имевшимся, впоследствии может привести к несоблюдению принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3.2. В нарушение статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и раздела 5 Программы № 483-п администрацией города Минеральные Воды на оплату превышения общей площади предоставленной гражданам (семья Трапезниковых) квартиры сверх ранее занимаемой площади и выше нормы предоставления неправомерно направлено бюджетных средств в сумме 247,0 тыс. рублей, что привело к завышению стоимости переселения граждан из аварийных МКД в указанной сумме и в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации является неэффективным использованием бюджетных средств.
4. Проверкой порядка переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации краевых адресных программ установлено следующее:
4.1. Одно помещение – квартира 10, находящееся в аварийном доме по пер. Правоегорлыкский, 10 (проживает Несмачная И.П. и ее сын), было включено администрацией Донского сельсовета в Программу № 154-п как жилое помещение, находящееся в частной собственности, без достаточных на то правовых оснований, поскольку право собственности на квартиру в установленном порядке не зарегистрировано.
С целью включения указанной квартиры в Программу № 154-п администрацией Донского сельсовета с Несмачной И.П. был заключен договор социального найма от 07.11.2010 № 214 на предоставление в пользование квартиры 10 по пер. Правоегорлыкский, 10, которая муниципальной собственностью Донского сельсовета не являлась. Следовательно, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение администрацией Донского сельсовета с Несмачной И.П. договора социального найма является по своей сути ничтожной сделкой, так как данная сделка не соответствует требованиям закона – части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.2. В нарушение части 8 статьи 32, части 2 статьи 49 и части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации администрацией Донского сельсовета неправомерно с Мальгиновым В.Н. и Мирошниченко Г.П., являвшимися собственниками изымаемых квартир в аварийном доме по пер. Правоегорлыкский, 10, в декабре 2012 года были заключены договоры социального найма на предоставление им в пользование квартир в построенном в рамках реализации Программы № 154-п доме по ул. Солнечная, 24.
4.3. На момент включения жилого помещения в Программу № 154-п и на момент проведения проверки (01.08.2013), Несмачной И.П. правоустанавливающие документы на квартиру 10 в аварийном доме по пер. Правоегорлыкский, 10 не оформлены. Следовательно, предоставление ей во владение и пользование администрацией Донского сельсовета квартиры 12 в доме по ул. Солнечная, 24, построенном в рамках реализации Программы № 154-п, по договору социального найма от 17.12.2012 № 100 неправомерно, поскольку является нарушением пункта 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.4. В нарушение части 1 статьи 62 и части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации администрацией Донского сельсовета в отсутствие законных оснований отдельным гражданам (семье Березюк Ю.А. и семье Кошелевой Л.А.) были выделены квартиры в ранее признанном аварийным доме по ул. Западная, 3, который в рамках реализации Программы № 154-п подлежал расселению. В декабре 2012 года указанным гражданам были предоставлены квартиры во вновь построенном доме по ул. Солнечная, 24.
Кроме того, в нарушение части 1 статьи 52 и части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма от 10.09.2010 № 177 и от 15.12.2010 № 175 соответственно с Березюк Ю.А. и Кошелевой Л.А. были заключены администрацией Донского сельсовета незаконно, поскольку в очереди на улучшение жилищных условий они не состояли.
Как следствие, администрацией Донского сельсовета указанным семьям по договорам социального найма 2 квартиры стоимостью 1 372,4 тыс. рублей во вновь построенном доме по ул. Солнечной, 24 были предоставлены без достаточных правовых оснований, что привело к дополнительным расходам за счет средств Фонда, краевого и местного бюджетов на переселение граждан из аварийного жилья в указанной сумме.
4.5. Поскольку с Березюк С.Н. договор социального найма квартиры 10 по ул. Западная, 3 заключен не был (он также не значился в данном договоре членом семьи Березюк Ю.А.) и он официально с 2001 года не состоял в браке с Березюк Ю.А. (которая была включена в Программу № 154-п, и ей была выделена квартира в построенном доме), законных оснований на включение Березюка С.Н. как члена семьи Березюк Ю.А. в Программу № 154-п с целью его переселения из аварийного жилья у администрации Донского сельсовета не имелось.
4.6. С целью удовлетворения многочисленных жалоб Березюка С.Н. с требованием о предоставлении ему отдельной квартиры, администрацией Донского сельсовета в декабре 2012 года с Березюком С.Н. был заключен договор социального найма от 17.12.2012 № 99 на предоставление ему во владение и пользование квартиры 7 в аварийном доме по ул. Зеленая, 9 (заключение о признании МКД по ул. Зеленая, 9 аварийным и подлежащим сносу от 18.08.2010 № 1), что является незаконным, поскольку нарушает положения части 2 статьи 15 и части 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанное незаконное решение было принято администрацией Донского сельсовета с целью предоставления Березюку С.Н. отдельной квартиры площадью 26,6 кв. м стоимостью 651,7 тыс. рублей в доме, который будет построен в рамках реализации новой программы по переселению граждан из аварийного жилья, в которой участвует Донской сельсовет – краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013 – 2015 годах», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 17.06.2013 № 237-п.
Таким образом, незаконно принятые администрацией Донского сельсовета правовые акты приведут к неправомерному предоставлению квартиры стоимостью 651,7 тыс. рублей в рамках реализации новой краевой адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья, то есть к дополнительным затратам в указанной сумме на переселение граждан из аварийного жилья.
4.7. В нарушение пункта 2 статьи 20.6 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 441-ФЗ) для участия в Программе № 154-п были предложены администрацией города Благодарного и включены в Программу № 154-п многоквартирные дома, признанные аварийными после 01.01.2007 (ул. Степная, 26 и ул. Чкалова, 49). Тогда как на территории города Благодарного имелось 9 МКД, признанных аварийными до 01.01.2007.
5. В нарушение статьи 4 Федерального закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» администрацией города Минеральные Воды договор передачи жилого помещения, находящегося в городе Минеральные Воды, пер. Путейский, 8, кв. 3, в собственность Спириной Р.Ф, Спирина В.И., Спирина В.Ф. заключен 19.04.2010, после признания указанного жилого помещения аварийным и подлежащем сносу (заключение Межведомственной комиссии от 29.12.2006 и постановление Администрации о признании МКД аварийным от 19.02.2010).
6. В ходе проверки положений краевых адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и соответствия им положений муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда было установлено следующее:
6.1. В паспорте Программы № 154-п в ожидаемых результатах выполнения данной программы указано недостоверное количество аварийных домов – 48 (фактически – 49 домов), а также в приложении 4 Программы № 154-п содержится недостоверная информация об общей расселяемой площади жилых помещений в аварийных МКД – 15 417,0 кв. м (фактически – 15 395,3 кв. м). Указанное связано с тем, что при внесении постановлением Правительства Ставропольского края от 01.03.2013 № 65-п соответствующих изменений в Программу № 154-п вышеуказанные показатели не были изменены, в то время как в другие приложения данной программы аналогичные изменения вносились.
6.2. Изменения в городскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Благодарном с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в 2011 - 2012 годах», утвержденную постановлением администрации муниципального образования города Благодарного от 05.05.2011 № 169/1 (далее – Муниципальная программа № 169/1), в части объемов финансирования были внесены только в ходе настоящей проверки (постановление администрации муниципального образования города Благодарного от 18.07.2013 № 255), то есть спустя 1 год 10 месяцев после внесения соответствующих изменений в Программу № 154-п постановлением Правительства Ставропольского края от 21.09.2011 № 380-п.
Изменения в части увеличения числа переселяемых в городе Благодарном граждан со 115 до 119 человек в Муниципальную программу № 169/1 на момент настоящей проверки внесены не были. То есть в части числа переселяемых граждан Муниципальная программа № 169/1 не соответствует положениям Программы № 154-п (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 01.03.2013 № 65-п).
6.3. В муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Минеральные Воды Ставропольского края в 2011 году», утвержденной постановлением администрации муниципального образования города Минеральные Воды от 24.11.2011 № 1585 (далее - Муниципальная программа № 1585), не отражались средства бюджетов Ставропольского края и города Минеральные Воды на оплату разницы в стоимости жилого помещения в случае приобретения жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь жилого помещения в аварийном МКД в общей сумме 4 077,5 тыс. рублей (первоначальная редакция Программы № 483-п) и в общей сумме – 7 381,44 тыс. рублей (редакции Программы № 483-п от 21.03.2012 и от 22.03.2013).
6.4. Муниципальная программа № 1585 не соответствует Программе № 483-п в части дат окончания переселения и сноса аварийных МКД в городе Минеральные Воды по адресам: ул. Энгельса, 106 и пр. Путейский, 8. Разделом 2 Программы № 483-п установлено, что переселение граждан из аварийных МКД, включенных в программу, а также снос аварийных МКД должны быть осуществлены в 2012 году, а в приложении 1 к Муниципальной программе № 1585 указано, что датой окончания переселения и сноса аварийных МКД является 2014 год.
6.5. Текстовая часть Муниципальной программы № 1585 не соответствует приложению 1 к данной программе в части числа граждан, зарегистрированных в аварийных МКД и планируемых к переселению, так как постановлением администрации муниципального образования города Минеральные Воды от 09.07.2012 № 385 были внесены изменения только в приложение 1 к Муниципальной программе № 1585 в части увеличения числа переселяемых граждан с 65 до 75 человек, а в текстовой части программы количество граждан, подлежащих переселению осталось неизменным – 65 человек.
7. В ходе проверки установлены случаи предоставления администрациями муниципальных образований в Комитет ЖКХ недостоверных сведений об общем числе расселяемых граждан и отчетов о ходе реализации краевых адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда:
7.1. Администрацией муниципального образования города Минеральные Воды в Комитет ЖКХ были предоставлены недостоверные сведения для включения в Программу № 483-п об общем числе жителей, расселяемых в городе Минеральные Воды из аварийных МКД. В соответствии с данными администрации муниципального образования города Минеральные Воды переселению подлежало 75 человек, а фактически в 3 аварийных МКД, включенных в программу проживало 74 человека.
В результате в Программе № 483 и Муниципальной программе № 1585 отражены недостоверные сведения о количестве граждан, проживавших в аварийных домах и подлежавших переселению.
7.2. В нарушение раздела 8 Программы № 154-п и пункта 3.1.3 Соглашения от 27.05.2011 № 5-52 администрацией муниципального образования города Благодарного в Комитет ЖКХ представлялись недостоверные отчеты о ходе реализации Программы № 154-п за 3 и 4 кварталы 2011 года, а также за 1 и 2 кварталы 2012 года. В данных отчетах было указано, что планировалось приобретение 14 квартир в доме № 5 по ул. Маяковского и 23 квартир в доме № 9 по ул. Маяковского, что не соответствовало договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 22.09.2011 №№ 1-3.
Кроме того, в отчете администрации муниципального образования города Благодарного за 4 квартал 2012 года указано, что в рамках Программы № 154-п переселены все 119 граждан из 50 жилых помещений, что также не соответствует действительности.
7.3. Предоставленный администрацией муниципального образования Донского сельсовета в Министерство ЖКХ отчет Донского сельсовета о ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 4 квартал 2012 года, содержит недостоверные сведения о полном выполнении по состоянию на 01.01.2013 мероприятий Программы № 154-п в части переселения всех 63 граждан из 25 расселяемых помещений, находящихся в 3 аварийных домах.
8. В ходе проверки порядка переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации краевых адресных программ администрациями муниципальных образований не соблюдалась процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника жилого помещения, а именно:
8.1. В нарушение части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и раздела 6 Программы № 483-п администрацией города Минеральные Воды не были изъяты жилые помещения в домах, расположенных в городе Минеральные Воды по улице Энгельса, 106 и проезду Путейскому, 8, а также земельные участки, на которых расположены данные дома.
8.2. В нарушение части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в требованиях к собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Благодарный, ул. Оболенского, д. 51 и д. 53, об их сносе или реконструкции, не установлен срок проведения этих работ.
8.3. В нарушение части 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и норм раздела 6 Программы № 154-п не произведена государственная регистрация решений об изъятии жилых помещений (распоряжения администрации города Благодарного от 03.06.2013 № 113-р и от 01.07.2013 № 137-р) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9. Проверкой соблюдения порядка признания домов аварийными и подлежащим сносу установлены следующие нарушения и недостатки:
9.1. В нарушение пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47), в городе Благодарном и Донском сельсовете в состав межведомственных комиссий по обследованию и оценке технического состояния многоквартирных жилых домов не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
9.2. Администрациями городов Благодарного и Минеральные Воды, а также Донского сельсовета не были представлены к проверке заявления собственников помещений или заявления граждан (нанимателей) о признании помещений непригодными для проживания, а МКД аварийными по всем МКД, включенным в проверенные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, наличие которых обязательно в соответствии с пунктом 45 Положения № 47.
9.3. В нарушение пункта 49 Положения № 47 в постановлениях администраций городов Благодарного и Минеральные Воды, а также Донского сельсовета о признании МКД аварийными отсутствуют указания на дальнейшее использование помещений и сроках отселения физических лиц.
9.4. В ряде технических заключений Благодарненского и Труновского филиалов государственного учреждения архитектуры и градостроительства Ставропольского края по результатам обследования многоквартирных домов отсутствуют даты подготовки данных заключений, что не позволяет достоверно определить, были ли указанные заключения подготовлены на момент признания домов аварийными, как того требует пункт 45 Положения № 47.
9.5. В ряде случаев в городе Минеральные Воды и Донском сельсовете заключения о признании помещения непригодным для постоянного проживания и признании домов аварийными, а также акты обследования данных домов подписывались лицами, не имеющими на указанные действия полномочий, так как они не были включены в состав межведомственных комиссий.
9.6. В нарушение пункта 44 Положения № 47 решение администрации Донского сельсовета по итогам работы межведомственной комиссии, которой было составлено заключение от 30.12.2009 № 2 о признании МКД по адресу: с. Донское, пер. Правоегорлыкский, 10, аварийным и подлежащим сносу, принято не было.
9.7. В нарушение пункта 44 Положения № 47 признание межведомственной комиссией Донского сельсовета дома по ул. Западная, 3 в селе Донском аварийным и подлежащим сносу не было основано на результатах обследования, изложенных в акте технического состояния конструкций дома, расположенного по ул. Западной, 3, поскольку в данном акте дом признан непригодным для дальнейшей безопасной эксплуатации, без указания о его аварийности и необходимости его сноса.
10. Проверкой установлены отдельные нарушения соблюдения порядка размещения заказов на право заключения муниципальных контрактов в рамках реализации краевых адресных программ по переселению граждан из аварийных домов, в том числе:
10.1. В нарушение пункта 5 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) администрацией Донского сельсовета в аукционной документации необоснованно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданного саморегулируемой организацией.
Необоснованно установленное администрацией в аукционной документации указанное требование к участникам размещения заказа создало условия для ограничения или устранения конкуренции путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
10.2. В нарушение части 3 статьи 41.9 Федерального закона № 94-ФЗ в протоколе от 11.08.2011 № 0121300037511000014-1 рассмотрения заявок открытого аукциона в электронной форме администрации города Благодарного не отражено решение комиссии о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа ООО ПКФ «ВЕСА» г. Благодарный и о признании участника размещения заказа (ООО ПКФ «ВЕСА»), подавшего заявку, участником открытого аукциона в электронной форме.
10.3. В пункте 6.5 протокола рассмотрения и соответствия заявок открытого аукциона в электронной форме от 11.08.2011 № 0121300037511000014-1 неверно указан источник финансирования муниципального заказа – «долевое строительство», тогда как в соответствии с аукционной документацией источником финансирования муниципального заказа является бюджет города Благодарного.
10.4. В нарушение части 6 статьи 41.9 Федерального закона № 94-ФЗ протокол рассмотрения и соответствия заявок открытого аукциона в электронной форме от 11.08.2011 № 0121300037511000014-1 не подписан муниципальным заказчиком (администрацией города Благодарного).
10.5. Требования администрации города Благодарного к участнику размещения заказа, изложенные в техническом задании (приложение № 1 к информационной карте открытого аукциона в электронной форме от 11.08.2011 № 0121300037511000014-1), в части наличия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, не соответствуют положениям пункта 2.1 документации об указанном аукционе, в соответствии с которыми такие требования не предъявляются.
10.6. В нарушение части 3 статьи 18 Федерального закона № 94-ФЗ администрации городов Минеральные Воды и Благодарного, а также Донского сельсовета не направляли в установленный законом срок (в течение трех рабочих дней) сведения об исполнении муниципальных контрактов соответственно от 30.03.2012 № 11/12, от 23.08.2011 № 11 и от 13.07.2011 № 1 в Федеральное казначейство, осуществляющее ведение реестра муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования.
10.7. В нарушение требований статьи 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ аукционной документацией открытого аукциона в электронной форме № 0121300023012000003, проведенного администрацией города Минеральные Воды, по результатам проведения электронного аукциона предусмотрено подписание муниципального контракта на бумажном носителе.
11. При заключении муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве жилых помещений администрациями муниципальных образований были допущены следующие нарушения:
11.1. В нарушение требований части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ) и условий аукционной документации в муниципальном контракте от 23.08.2011 № 11, заключенном администрацией города Благодарного с ООО ПКФ «ВЕСА», не определен его предмет - не указано количество приобретаемых квартир и их характеристика (количество комнат и их площадь).
11.2. В нарушение статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 4 Федерального закона № 214-ФЗ администрациями муниципальных образований в установленном законодательством порядке муниципальные контракты по участию в долевом строительстве жилых помещений (квартир) зарегистрированы не были, в том числе:
- муниципальный контракт от 13.07.2011 № 1, заключенный администрацией Донского сельсовета с ОАО «ПМК № 5»;
- муниципальный контракт от 23.08.2011 № 11, заключенный администрацией города Благодарного с ООО ПКФ «ВЕСА».
Следовательно, в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 214-ФЗ указанные контракты являются незаключенными.
Администрациями указанных муниципальных образований в соответствии с муниципальными контрактами, не зарегистрированными в установленном законом порядке, были перечислены застройщикам денежные средства в общей сумме 63 306,1 тыс. рублей.
11.3. В нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрациями проверенных муниципальных образований путем заключения муниципальных контрактов были приняты бюджетные обязательства сверх доведенного объема лимитов бюджетных обязательств в общей сумме 10 700,9 тыс. рублей, в том числе:
- администрацией Донского сельсовета при заключении муниципального контракта от 13.07.2011 № 1 доведенный объем лимитов бюджетных обязательств превышен на сумму 5 813,4 тыс. рублей;
- администрацией города Минеральные Воды при заключении муниципального контракта от 30.03.2012 № 11/12 – на сумму 2 890,9 тыс. рублей;
- администрацией города Благодарного при заключении муниципального контракта от 23.08.2011 № 11 – на сумму 1 996,6 тыс. рублей.
11.4. В нарушение пункта 2.2.6 Соглашения от 30.05.2011 № 5-55 о предоставлении субсидии на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Программы № 154-п, заключенного между Комитетом ЖКХ и администрацией Донского сельсовета, в муниципальный контракт от 13.07.2011 № 1 не включена норма об окончательной его оплате только после регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, приобретенные для переселения граждан из аварийных МКД. Указанное привело к признанию судом требования администрации к застройщику ОАО «ПМК № 5» об уплате неустойки за нарушение срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства в сумме 1 546,8 тыс. рублей неправомерным по причине встречного нарушения администрацией сроков оплаты работы, установленных контрактом (август-декабрь 2011 года).
11.5. Муниципальный контракт от 23.08.2011 № 11 на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства заключен администрацией города Благодарного 23.08.2011, что на 38 дней позже срока, установленного пунктом 2.2.4 Соглашения от 27.05.2011 № 5-52 о предоставлении субсидии на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, заключенного между Комитетом ЖКХ и администрацией города Благодарного.
11.6. Окончательный расчет по муниципальному контракту приобретения жилых помещений на условиях долевого строительства малоэтажных жилых домов в рамках реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 -2012 годах» на территории города Благодарного от 23.08.2011 № 11 произведен только в феврале 2013 года, то есть после завершения сроков реализации Программы № 154-п.
12. При проверке соблюдения организационно-правового порядка ведения строительства и исполнения муниципальных контрактов выявлены следующие нарушения:
12.1. В нарушение требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления администрации города Минеральные Воды от 30.08.2011 № 1027-1 и пунктов 4.1.1 и 4.3.1 договора аренды земельного участка от 17.09.2008 № 116, земельный участок с кадастровым номером 26:24:040548:174 использовался ООО «ТСК «Элита» не в соответствии с разрешенным видом использования, так как был предоставлен в аренду под строительство 8-ми квартирного жилого дома со встроенными помещениями аптеки и офиса, а фактически использовался под строительство односекционного многоквартирного 12-, 13-ти этажного жилого дома с мансардным этажом.
12.2. В нарушение требований статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод дома № 5 по ул. Бештаугорская в городе Минеральные Воды в эксплуатацию от 30.05.2012 № Ru 2651602-61 выдано администрацией города Минеральные Воды застройщику ООО «ТСК «Элита» при отсутствии заключения Инспекции государственного строительного надзора о соответствии построенного дома требованиям технических регламентов и проектной документации и справки Филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Минераловодский «Водоканал» о соответствии построенных сетей водоснабжения и водоотведения выданным техническим условиям.
12.3. При проектировании и строительстве дома № 5 по ул. Бештаугорская в городе Минеральные Воды расстояние до соседних 5-ти этажного и 9-ти этажного жилых зданий составляет около 2,1 м и 2,6 м, в результате чего не соблюдены расстояния, обеспечивающие проезды и подъезды пожарных автомобилей к объекту строительства, определенные градостроительными нормами, но не менее 3,5 м. Вследствие указанного нарушены положения статьи 17 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статьи 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 2.07.01-89*, утвержденный постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 № 78, и ТСН 30-312-2006 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края. Часть 1. Селитебные территории» (с учетом внесенных изменений приказами министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 30.07.2009 № 159 и от 30.12.2010 № 414).
12.4. Количество квартир, указанное в представленной ООО «ТСК «Элита» проектной декларации на строительство дома № 5 по ул. Бештаугорская в городе Минеральные Воды, не соответствуют этим же показателям, указанным в положительном заключении государственной экспертизы проектной документации без сметы от 06.07.2011 № 26-1-2-0177-11.
13. Визуальными осмотрами объектов строительства - многоквартирных жилых домов выявлены отдельные факты некачественного выполнения строительных работ. В некоторых случаях администрациями муниципальных образований объекты долевого строительства (квартиры) были приняты от застройщиков с отдельными дефектами и недостатками, а именно:
13.1. В МКД по адресу ул. Солнечная, 24 в селе Донском работы по устройству фасада выполнены некачественно (в отдельных местах наблюдается отслоение штукатурки от стен), в ряде квартир на стенах имеются трещины и следы сырости.
После подписания передаточных актов жильцы нескольких квартир обнаруживали дефекты и недостатки (сырые стены, осыпание штукатурки, неисправное состояние настенных теплогенераторов, приборов отопления, дверей, стеклопакетов и др.), о которых администрация муниципального образования Донского сельсовета уведомляла застройщика ОАО «ПМК № 5». Указанные недостатки Застройщиком устранены только частично.
13.2. Жилые помещения (квартиры) в доме № 5 по ул. Бештаугорская приняты администрацией города Минеральные Воды от застройщика ООО «ТСК «Элита» с отдельными строительными дефектами и недостатками. Так, во всех осмотренных пустующих (не заселенных) квартирах на внутренних стенах комнат, кухонь и лоджий имеются трещины, в том числе в углах комнат в местах крепления стен к элементам каркаса (к колоннам), посередине стен в комнатах и на стенах под эркерными окнами. В ряде квартир при монтаже окон не заделан зазор между оконной рамой и стеной, полиэтиленовые трубы водопровода и водоотведения на кухне не прикреплены к стене.
14. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н, управлением муниципального хозяйства администрации города Минеральные Воды приобретение жилых помещений в рамках муниципального контракта от 30.03.2012 № 11/12 оплачено в общей сумме 7 381,4 тыс. рублей по подстатье 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» КОСГУ, тогда как указанные расходы следовало осуществлять за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
15. В нарушение требований Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, администрацией города Минеральные Воды в бюджетном учете не отражены законченные строительством, принятые от застройщика и оформленные в муниципальную собственность объекты нефинансовых активов (17 квартир) стоимостью 26 801,9 тыс. рублей.
16. Установлены факты недостоверного отражения в реестре муниципального имущества данных о жилых помещениях, приобретенных для переселения граждан из аварийного жилья, а также находящихся в аварийном жилищном фонде:
16.1. В реестр муниципального имущества Донского сельсовета и соответственно в состав муниципальной казны не внесены 2 квартиры, находящиеся в аварийном доме и которые на основании договоров мены, зарегистрированных в установленном законом порядке, были оформлены в муниципальную собственность Донского сельсовета.
16.2. Из реестра муниципальной собственности Донского сельсовета не исключены и продолжают числиться в бюджетном учете администрации Донского сельсовета в качестве имущества муниципальной казны 4 квартиры общей балансовой стоимостью 3 299,3 тыс. рублей, оформленные гражданами в собственность в апреле и июле 2013 года.
16.3. Из реестра имущества муниципальной собственности города Минеральные Воды на момент проведения проверки не исключены и продолжают числиться 10 квартир общей балансовой стоимостью 15 531,8 тыс. рублей, переданные гражданам по договорам мены.
16.4. Семь квартир, находящихся в аварийном жилом фонде и переданных администрации города Минеральные Воды переселяемыми гражданами, администрацией города Минеральные Воды не включены в реестр муниципальной собственности города Минеральные Воды.
Предложения
1. Направить информацию о результатах контрольного мероприятия Губернатору Ставропольского края, в Думу Ставропольского края и в Правительство Ставропольского края.
2. Контрольно-счетная палата Ставропольского края считает целесообразным рекомендовать Правительству Ставропольского края рассмотреть результаты настоящей проверки и принять необходимые меры по фактам выявленных нарушений и недостатков.
3. С целью устранения и недопущения в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков направить представления:
- в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края;
- в администрацию муниципального образования города Благодарного;
- в администрацию муниципального образования города Минеральные Воды;
- в администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района.
4. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Контрольно-счетной палатой Ставропольского края от 1 августа 2012 года направить отчет о результатах контрольного мероприятия в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
5. Направить материалы проверки в прокуратуру Ставропольского края и ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Аудитор Контрольно-счетной палаты
Ставропольского края А.Г. Черняков