Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2009 году и 1 полугодии 2010 года на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
А.А. Колесников
25 октября 2010 г.
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2009 году и 1 полугодии 2010 года на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы»
Основание для проведения контрольного мероприятия
Пункт 2.18 плана работы Счетной палаты Ставропольского края на 2010 год и распоряжение председателя Счетной палаты Ставропольского края от 24.08.2010 № 19.
Цели контрольного мероприятия
1. Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2009 году и 1 полугодии 2010 года на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы» (далее – Программа).
2. Оценка эффективности реализации мероприятий Программы в достижении целевых индикаторов и показателей, установленных паспортом Программы.
Предмет контрольного мероприятия
Денежные средства и материальные ценности, используемые в целях реализации программных мероприятий; нормативные правовые акты и другие документы, определяющие порядок планирования и использования государственных средств на развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае в 2009-2011 годы; соглашения, договоры, контракты, регистры бухгалтерского учета и отчетности, отчетность об исполнении мероприятий Программы; первичные документы, обосновывающие получение, направление и использование бюджетных средств и материальных ценностей.
Объекты контрольного мероприятия
Министерство экономического развития Ставропольского края (далее – минэкономразвития СК). В ходе контрольного мероприятия проведены встречные проверки в ООО «Импульс» (г. Ставрополь), ООО «Санаторий «Русь» (г.Ессентуки), ОАО «Сыродел» (г.Ипатово), ОАО «Маслосыродельный завод Александровский» (Александровский район, с. Александровское), ОАО «Буденновскмолпродукт» (г. Буденновск), ООО «Октан» (г. Зеленокумск), ООО «Производственная компания «Провинция» (г. Пятигорск), ООО «Весна» (Предгорный район, пос. Подкумок), государственном унитарном предприятии Ставропольского края «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» (далее – ГУП СК «Гарантийный фонд»), некоммерческом партнерстве «Инновационно-техно-логический бизнес-центр Ставропольского края» (далее – НП «ИТЦ Ставропольского края») и составлены акты встречных проверок.
На акты встречных проверок ГУП СК «Гарантийный фонд» и НП «ИТЦ Ставропольского края» и сводный акт проверки представлены разногласия, которые частично учтены при написании настоящего отчета.
Проверяемый период деятельности: 2009 год и 1 полугодие 2010 года.
Выводы
1. Малое и среднее предпринимательство в Ставропольском крае развивается с положительной динамикой и в этом секторе экономики достигнуты определенные результаты (стр. 2 отчета).
Так, число субъектов МСП в 2008 году составляло 111 806 единиц. По итогам 2009 года наблюдается прирост данного сектора экономики на 4 203 единицы или 3,8%. Под влиянием тяжелых последствий финансового кризиса в 1 полугодии 2010 года число участников малого и среднего бизнеса сократилось на 1 142 единицы за счет уменьшения количества индивидуальных предпринимателей и малых предприятий и общее количество субъектов составило 114 867 единиц (стр. 3 отчета).
Численность населения, вовлеченного в сферу малого и среднего бизнеса, в 2008-2009 годах увеличивалась. Так, в 2008 году в указанной сфере экономики работали 186,8 тыс. чел., а в 2009 году – 206,2 тыс. чел. В 1 полугодии 2010 года в связи с сокращением числа малых предприятий численность занятых работников сократилась до 185,7 тыс. чел. (стр. 4 отчета).
По уровню среднемесячной заработной платы предприятия малого и среднего бизнеса отстают от среднекраевого уровня, который в 2008 году составлял – 10 711,3 рубля, а в 2009 году – 12 965,8 рубля. Так, в 2008 году средняя заработная плата на малых предприятиях составляла 78,3% от средней по краю, а на средних предприятиях – 85,3%. В 2009 году разрыв в оплате на малых предприятиях увеличился и составил 60,7% от среднекраевого, а на средних – до 80,6% от среднекраевого (стр. 5 отчета).
Оборот малых предприятий всех видов деятельности в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом на 21 791,5 млн. рублей или на 12,0%, за 1 полугодие 2010 года оборот малых предприятий превысил показатель 1 полугодия 2009 года на 11% (без учета микропредприятий) (стр. 5 отчета).
В разрезе видов экономической деятельности малых предприятий наибольший удельный вес в 2009 (2008) году составляют объемы оборота оптовой и розничной торговли – 68,2 (68,6)%, обрабатывающих производств – 13,4 (12,6)%, строительства – 6,2 (9,4)%, сельского хозяйства – 3,8 (1,5)% (стр. 5 отчета).
Оборот средних предприятий в 2009 году прирастал более высокими темпами, чем оборот малых предприятий. Так, в 2009 году рост к 2008 году составил 28,5%, однако за 1 полугодие 2010 года рост к показателю 1 полугодия 2009 года сложился на уровне только 1%. Таким образом, в 2009 году оборот составил 49 273,9 млн. рублей, а за 1 полугодие 2010 года – 21 920,4 млн. рублей (стр. 5 отчета).
В разрезе видов экономической деятельности средних предприятий наибольший удельный вес в 2009 (2008) году составляют объемы оптовой и розничной торговли – 49,4 (44,7)%, обрабатывающих производств – 22,6 (24,4)%, сельского хозяйства – 16,5 (22,5)%, транспорта и связи – 4,8 (3,4)% (стр. 6 отчета).
Объем выручки (с учетом налогов и других обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, полученной индивидуальными предпринимателями в 2008 году, составлял 106 038,2 млн. рублей, а в 2009 году сократился на 772,8 млн. рублей и составил 105 265,4 млн. рублей (стр. 6 отчета).
В разрезе видов экономической деятельности индивидуальных предпринимателей наибольший объем в выручке занимает выручка оптовой и розничной торговли и бытовых услуг – 86-87%, а также обрабатывающие производства – 3-5% (стр. 6 отчета).
Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий ежегодно растет по сравнению с соответствующими периодами прошлых лет: в 2008 году он составлял 4 168,1 млн. рублей, в 2009 увеличился на 191,8 млн. рублей, в 1 полугодии 2010 года - на 0,7 млн. рублей (стр. 6 отчета).
Отмечается неравномерное распределение субъектов МСП по территории края. Наибольшая концентрация в 2008 – 2010 годах отмечена в городах: Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, а также в муниципальных районах: Шпаковском, Минераловодском, Предгорном, Изобильненском. Наименьшее количество субъектов предпринимательства в городе Лермонтове, Арзгирском, Степновском, Новоселицком, Андроповском, Апанасенковском, Труновском районах (стр. 6 отчета).
2. Анализ исполнения бюджетных назначений на финансирование Программы показывает, что на реализацию соответствующих мероприятий в 2009 году из федерального и краевого бюджетов было выделено 440 301,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 377 521,7 тыс. рублей, за счет средств бюджета Ставропольского края – 62 780,0 тыс. рублей. Общее исполнение мероприятий Программы сложилось в сумме 274 613,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 241 001,1 тыс. рублей, средств краевого бюджета – 33 612,2 тыс. рублей (стр. 9 отчета).
Таким образом, в 2009 году мероприятия Программы исполнены на 62,4%, в том числе за счет средств федерального бюджета – 63,8%, за счет средств бюджета Ставропольского края – 53,5% (стр. 9 отчета).
В 2010 году по состоянию на 01.07.2010 на реализацию мероприятий Программы выделено 51 410,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 300,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Ставропольского края – 47 550,0 тыс. рублей, за счет прочих источников (средства исполнителей Программы) – 3 560,0 тыс. рублей. За 1 полугодие 2010 года общее исполнение мероприятий Программы сложилось в сумме 21 769,8 тыс. рублей только за счет средств бюджета Ставропольского края (стр. 10 отчета).
Таким образом, в 1 полугодии 2010 года мероприятия Программы исполнены на 42,4% от годовых назначений, в том числе за счет средств бюджета Ставропольского края на 45,8% (стр. 10 отчета).
Из 8 мероприятий Программы, запланированных к реализации в 2009 году, в полном объеме выполнено только 1 мероприятие, 4 мероприятия исполнены выше 99,0%, а исполнение расходов по 3 мероприятиям сложилось в пределах от 15,5% до 92,2%. В 1 полугодии 2010 года из 12 мероприятий Программы, запланированных к реализации в 2010 году, 1 мероприятие исполнено на 99,6% от годовых назначений, исполнение расходов в пределах от 68,9% до 88,3% сложилось по 2 мероприятиям, и в пределах от 11,6% до 33,4% расходы исполнены по 5 мероприятиям. В полном объеме не исполнены расходы по 4 мероприятиям Программы (стр. 34 отчета).
3. Анализ состояния законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей осуществление государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, показал, что:
- на момент проведения проверки отсутствовали разработанные и реализуемые межмуниципальные программы и утвержденный перечень видов ремесленной деятельности в крае, предусмотренные статьей 4 Закона СК № 61-кз (стр. 7 отчета);
- статья 11 Закона СК № 61-кз, предусматривающая возможность предоставления субсидий из бюджета Ставропольского края муниципальным образованиям края в целях создания благоприятных условий для развития МСП, не реализуется, несмотря на то, что ряд муниципальных образований Ставропольского края имеет слабо развитую сферу предпринимательства и обладает ограниченными возможностями по ее развитию и поддержке из местного бюджета из-за низкой бюджетной обеспеченности собственными ресурсами (стр. 7 отчета).
3.1. По мнению Счетной палаты Ставропольского края отдельные нормативные акты и другие документы, регулирующие осуществление государственной поддержки субъектов МСП, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, нуждаются в корректировке:
- пункт 12 Порядка субсидирования целесообразно дополнить положением, учитывающим по бальной шкале не только место осуществления предпринимательской деятельности, но и место реализации инвестиционного проекта, стимулируя тем самым привлечение инвестиций в сельскую местность края (стр. 7 отчета);
- Порядок субсидирования в части дополнения положениями по определению срока рассмотрения подаваемых заявок и установлению срока доработки заявителями представленных материалов, в случае их несоответствия установленным требованиям, что позволит сократить период отбора инвестиционных проектов и охватить мероприятиями Программы большее количество субъектов МСП (стр. 7 отчета);
- пункт 2.1.2 договора об управлении привести в соответствие с пунктом 6 Положения о порядке создания и развития бизнес-инкубаторов в СК в части передачи имущества бизнес-инкубатора субъектам МП (стр. 8 отчета);
- пункт 5.2 Положения о бизнес-инкубаторе привести в соответствие с пунктом 4 Положения о порядке создания и развития бизнес-инкубаторов в СК, в части включения в него возможности направления средств краевого бюджета на осуществление текущего ремонта зданий (части зданий) бизнес-инкубаторов (стр. 8 отчета).
4. В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения статьи 34 БК РФ, повлекшие неэффективное использование средств бюджета Ставропольского края, в сумме 234,2 тыс. рублей, в том числе за счет:
- приобретения и неиспользования более 9 месяцев с момента получения компьютерной техники и видеопроектора для бизнес-инкубатора на общую сумму 199,4 тыс. рублей (стр. 20 отчета);
- неправомерного отнесения расходов в сумме 5,7 тыс. рублей на публикацию объявления за счет расходов на мероприятия по пункту 3.2 Программы, а не по пункту 3.4 Программы (стр. 16 отчета);
- неправомерного возмещения расходов по предоставлению отчетных документов в Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России в сумме 24,0 тыс. рублей за счет пункта 4.1 Программы, мероприятиями которого указанные расходы не предусмотрены (стр. 18 отчета);
- неправомерного возмещения расходов за курьерские услуги по доставке отчетности на общую сумму 3,2 тыс. рублей за счет пункта 4.1 Программы, мероприятиями которого указанные расходы не предусмотрены (стр. 18 отчета);
- неправомерного возмещения расходов за услуги нотариуса на сумму 0,5 тыс. рублей за счет пункта 4.1 Программы, мероприятиями которого указанные расходы не предусмотрены (стр. 18 отчета);
- необоснованного возмещения расходов, связанных с оплатой проезда в общественном транспорте во время нахождения сотрудников в командировке, на общую сумму - 1,4 тыс. рублей, произведенного в нарушение пункта 12 «Положения об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 и пункта 12 постановления Губернатора Ставропольского края от 10.01.2006 № 1 «О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края, государственных гражданских служащих Ставропольского края» (стр. 18 отчета).
5. Контрольным мероприятием выявлены нарушения бюджетного законодательства:
- в нарушение пункта 2 статьи 221 БК РФ и пункта 3 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы минэкономразвития СК осуществляло составление и ведение бюджетной сметы на 2009 и 2010 годы на основании доводимых бюджетных ассигнований, а не лимитов бюджетных обязательств (стр. 9 отчета);
- в нарушение статьи 73 БК РФ реестр закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов, не содержит сведений о местонахождении поставщиков, подрядчиков, исполнителей услуг (стр. 31 отчета);
- в 2009 году после внесения изменений в Закон СК «О бюджете СК на 2009 год» и доведения минфином СК уточненных бюджетных назначений по Программе корректировка показателей Программы производилась в срок от 2 недель до 2 месяцев (стр. 9 отчета);
- в нарушение пункта 12 Порядка составления и ведения бюджетных росписей ГРБС на 2009 год минэкономразвития СК не осуществляло внесение изменений в бюджетную роспись путем издания приказа после внесения соответствующих изменений бюджетных назначений в Законе СК «О бюджете СК на 2009 год» (стр. 9 отчета);
- многочисленные перемещения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по Программе в 1 полугодии 2010 года между подстатьями КОСГУ и, в том числе, по одним и тем же подстатьям КОСГУ как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, указывают на низкий уровень планирования расходов по Программе со стороны минэкономразвития СК (стр. 10 отчета).
6. В ходе проверки эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства установлено, что:
- расходы по оказанию финансовой поддержки МСП в 2009 году профинансированы бюджетом в полном объеме. Однако средства расходовались только из краевого бюджета. Кассовое исполнение составило 5 318,9 тыс. рублей или 15,5% плановых назначений (34 250 тыс. рублей). Остаток неиспользованного финансирования средств краевого бюджета на 01.01.2010 сложился в сумме 28 931,1 тыс. рублей (стр. 11 отчета);
- кассовое исполнение расходов на финансовую поддержку в 1 полугодии 2010 года составило 20 474,3 тыс. рублей или 49,9% годовых назначений (стр. 12 отчета);
- средства федерального бюджета, поступившие в доход краевого бюджета в сумме 136 500,0 тыс. рублей в соответствии с Соглашениями между Минэкономразвития России и Правительством Ставропольского края на субсидирование расходов по финансовой поддержке субъектов МСП, не расходовались ни в 2009 году, ни в 1 полугодии 2010 года (стр. 9, 12 отчета);
- государственная поддержка путем предоставления субсидий по проектам субъектов МСП, запланированная на 2010 год в сумме 17 800,0 тыс. рублей, в 1 полугодии 2010 года не осуществлялась (стр. 12 отчета);
- наибольший удельный вес в общем количестве рассмотренных конкурсной комиссией проектов приходится на проекты, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции – 30,6%, производством импортозамещающих товаров - 19,4%, строительством социальных объектов – 16,7%. Вместе с тем, отсутствовали проекты по внедрению энергосберегающих технологий, а по развитию инноваций и высоких технологий представлен только 1 проект (стр. 12 отчета);
- в нарушение пункта 11 Положения о конкурсной комиссии комиссией необоснованно занижена на 14 баллов оценка целесообразности субсидирования инвестиционного проекта ООО Компания «Торгсервис», завышен на 0,6% размер средств, направленных субъектом МСП на реализацию инвестиционного проекта ООО «Лесная поляна», завышена на 10 баллов оценка целесообразности субсидирования инвестиционного проекта ООО «Торговый дом «Национальный» (стр. 13 отчета);
- в нарушение пункта 16 Порядка субсидирования в ряде случаев минэкономразвития СК допущены неправильные расчеты суммы субсидий, повлекшие недоплаты 2 субъектам МСП на общую сумму 9,7 тыс. рублей, и несвоевременное перечисление средств государственной поддержки одному субъекту МСП на срок от 19 до 48 дней (стр. 13 отчета);
- выборочными встречными проверками в организациях – получателях субсидий установлены факты несоблюдения 4 субъектами МСП сроков реализации инвестиционных проектов, определенных в бизнес-планах; 4 субъекта МСП не достигли проектных уровней показателей производства; 2 субъекта не увеличили количество рабочих мест до расчетного показателя бизнес-плана (стр. 14, 15 отчета);
- невыполнение показателей, рассчитанных в бизнес-планах, не позволило 6 субъектам МСП, получившим финансовую поддержку в 2009 году и 1 полугодии 2010 года в сумме 6 773,8 тыс. рублей, обеспечить в запланированном объеме прирост налоговых отчислений в бюджет, достичь планового уровня бюджетной эффективности проектов и привело к увеличению сроков окупаемости расходов краевого бюджета (стр. 15 отчета);
- обязательства, предусмотренные Соглашениями между Минэкономразвития России и Правительством Ставропольского края о софинансировании расходов по финансовой поддержке субъектов МСП, о субсидировании до конца 2009 года 23 проектов не выполнены. Количество субъектов МСП, получивших финансовую поддержку в 2009 году, составило 19 единиц (82,6% обязательств) (стр. 12 отчета).
7. При проверке эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий по совершенствованию организационной и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также укреплению и развитию системы подготовки кадров установлено:
- в нарушение пункта 1.3 Положения о конкурсе 2009 приказом минэкономразвития СК от 05.05.2009 № 120/од, после истечения срока подачи заявок внесены изменения в Положение о конкурсе 2009, что привело к ограничению круга лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсном отборе, и несоблюдению основных принципов организации и проведения конкурса - создание равных условий участия в конкурсе, единство требований к участникам конкурса (стр. 16 отчета);
- в нарушение пункта 4.1 мероприятий Программы в 2009 году и 1 полугодии 2010 года минэкономразвития СК не осуществлялись расходы по обучению и повышению квалификации руководителей малых и средних предприятий за счет средств, предусмотренных указанным пунктом Программы (стр. 18 отчета);
- в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и постановления Госкомстата Российской Федерации от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет» авансовые отчеты, представленные к проверке, не утверждены в установленном порядке: отсутствуют подписи руководителя структурного подразделения, подтверждающие целесообразность произведенных расходов (стр. 18 отчета).
8. Проверка эффективности расходования бюджетных средств на развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
8.1. Проверка расходования средств бюджета Ставропольского края на создание и развитие бизнес-инкубатора в г. Ставрополе показала, что:
- в нарушение пункта 4 Положения о порядке создания и развития бизнес-инкубаторов в СК и пункта 5.2 Положения о бизнес-инкубаторе, предусматривающих расходование средств Программы только на проведение капитального ремонта здания (части здания) бизнес-инкубатора, минэкономразвития СК заключен государственный контракт от 30.11.2009 № 34 с ООО «Стройдизайнпроект» на выполнение текущего ремонта помещений бизнес-инкубатора. При этом в заключенном минэкономразвития СК государственном контракте указаны номера кабинетов по устаревшему техническому паспорту, без учета того, что в соответствии с новым кадастровым паспортом от 02.09.2009, несколько помещений подверглось перепланировке и все, без исключения, кабинеты были перенумерованы (стр. 20 отчета);
- вследствие того, что бизнес-инкубатор расположен в здании, отнесенном к памятнику истории и культуры регионального значения, в проверяемом периоде у управляющей организации и резидентов бизнес-инкубатора отсутствовала возможность размещения рекламной и (или) иной информации о своей деятельности на фасаде здания (стр. 21 отчета);
- в нарушение подпункта 2.1.2 договора об управлении, минэкономразвития СК в период с 16.11.2009 по 11.02.2010 не производилась передача НП «ИТЦ Ставропольского края» офисной мебели, компьютеров, оргтехники и иного имущества (стр. 22 отчета);
- в нарушение пункта 3.16 Положения о бизнес-инкубаторе, несмотря на то, что в проверяемом периоде было проведено 4 заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов МП для размещения в бизнес-инкубаторе, информационное сообщение о проведении конкурсного отбора опубликовано в газете «Ставропольская правда» от 27.11.2009 только перед проведением первого конкурса (стр. 23 отчета);
- заявка ИП Оганова А.Р. отклонена необоснованно, по причине повторяющегося вида деятельности данного субъекта МП с видом деятельности уже размещенного в бизнес-инкубаторе ИП Мартынова С.А. (рекламная деятельность), при отсутствии в Положении о бизнес-инкубаторе такого основания для отклонения заявок (стр. 23 отчета);
- в нарушение пункта 3.23 Положения о бизнес-инкубаторе договоры аренды нежилых помещений ИП Мартынова С.А., ИП Сосиной Н.М., ИП Ильченко Д.Ф., ООО «Эксклюзив» с министерством имущественных отношений Ставропольского края и договор безвозмездного пользования имуществом бизнес-инкубатора ИП Сосиной Н.М. с минэкономразвития СК подписаны несвоевременно (стр. 24 отчета);
- анализ эффективности реализации мероприятия Программы по созданию бизнес-инкубатора, расположенного в г. Ставрополе (который, согласно положениям Программы, позволит обеспечить поддержку и развитие не менее 20 субъектов МП на стадии становления с минимальными затратами при осуществлении предпринимательской деятельности), показывает, что за проверяемый период в бизнес-инкубаторе размещено 7 субъектов МП или 35,0% от запланированного показателя (стр. 24 отчета).
8.2. Проверка расходования средств бюджета Ставропольского края на создание гарантийного фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае показала, что:
- в нарушение пункта 3.1 Порядка отбора банков-партнеров соглашения о сотрудничестве со Ставропольским филиалом ОАО Банк «Возрождение», ОАО КБ «ЕвроситиБанк», ОАО КБ «Центр-инвест» и филиалом ОАО «Уралсиб» в г. Ставрополе заключены ГУП СК «Гарантийный фонд» несвоевременно, с запозданием на срок от 4 дней до 3 месяцев (стр. 26 отчета);
- в нарушение пункта 2.6 Порядка отбора банков-партнеров содержание соглашения о сотрудничестве от 31.03.2009, заключенного ГУП СК «Гарантийный фонд» с филиалом ОАО «Уралсиб» в г. Ставрополе, не соответствует утвержденной форме (стр. 27 отчета);
- в нарушение пункта 3.2 Порядка предоставления поручительств ГУП СК «Гарантийный фонд» согласовано внесение изменений в форму договоров поручительств, заключаемых между ГУП СК «Гарантийный фонд», филиалом ОАО «Уралсиб» в г. Ставрополе и субъектами МСП (стр. 27 отчета);
- общая сумма прибыли ГУП СК «Гарантийный фонд» от поступления вознаграждения и процентов по депозитным счетам за 7 месяцев составила 14 839,6 тыс. рублей. Вместе с тем, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России № 31 и Программы, основной целью создания регионального гарантийного фонда является обеспечение доступа как можно большего количества субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам, а не получение максимальной прибыли. В связи с этим, считаем необходимым рекомендовать минэкономразвития СК совместно с ГУП СК «Гарантийный фонд» рассмотреть вопрос снижения размера вознаграждения за предоставление поручительства, а также направления по итогам года части остающейся у ГУП СК «Гарантийный фонд» прибыли на увеличение уставного капитала предприятия (стр. 28 отчета);
- в нарушение пункта 14.4.2 Основных требований и пункта 5 Порядка расчета вознаграждения, ГУП СК «Гарантийный фонд» в 21 договоре поручительства из 48 (или в 43,8 % случаев) допускалось установление завышенного размера вознаграждения и (или) производился расчет суммы вознаграждения без учета срока фактического предоставления поручительства, вследствие чего общий объем переплат вознаграждения 21 субъектом МСП составил 143,4 тыс. рублей (стр. 28 отчета);
- в нарушение пункта 4 статьи 18 Федерального закона № 161-ФЗ и пункта 6.8 Устава ГУП СК «Гарантийный фонд», в декабре 2009 года и 1 квартале 2010 года ГУП СК «Гарантийный фонд» согласования с минэкономразвития СК сделок по предоставлению субъектам МСП поручительств не производилось (стр. 29 отчета);
- проверкой достижения ГУП СК «Гарантийный фонд» плановых назначений, заданных Программой, установлено, что объем привлеченных кредитных ресурсов, по средствам предоставленных поручительств за 7 месяцев составил 181 190,0 тыс. рублей или 60,3% от планового назначения. При этом обеспечен доступ к кредитным ресурсам 51 субъекту МСП, что составляет 170,0% к плановому назначению. Учитывая столь значительное перевыполнение плановых назначений по количеству субъектов МСП, которым предоставлены поручительства, можно сделать вывод о занижении данного показателя в Программе (установлении заведомо низкого значения) (стр. 29 отчета).
9. Анализ достижения целевых индикаторов и показателей, установленных паспортом Программы, показал, что:
- при формировании оценочных показателей эффективности Программы на 2009 год не были учтены показатели прогноза социально-экономического развития Ставропольского края на 2009 год, утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 29.09.2008 № 304-рп, по объему оборота малых и средних предприятий; на 2010 год - не учтены показатели прогноза социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 год, утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 16.09.2009 № 330-рп, по численности работников, обороту (стр. 32 отчета);
- фактическое исполнение показателей эффективности Программы в 2009 году сложилось выше уточненных оценочных показателей по количеству субъектов МСП на 4,5%, численности работников списочного состава на 1,1%, средней заработной плате на 17,6%, доле продукции, произведенной малыми и средними предприятиями Ставропольского края в ВРП – на 8,6 процентных пункта, и ниже - по объему оборота на 7,5%, объему инвестиций на 3,1% (стр. 32 отчета);
- запланированный показатель экономической эффективности по привлечению кредитных ресурсов субъектами МСП с субсидированием части процентной ставки в размере 8 рублей на 1 бюджетный рубль фактически в 2009 году составил 50,6 рублей (стр. 32 отчета);
- в проверяемом периоде 2010 года среди мероприятий по финансовой поддержке не реализовывалось направление по оказанию на конкурсной основе государственной поддержки инвестиционных проектов в виде субсидий субъектам МСП (стр. 12 отчета);
- относительный показатель социальной эффективности, рассчитанный по методике, утвержденной Программой, в 2009 году выполнен. Вместе с тем, фонд заработной платы сохраненных и вновь принятых сотрудников субъектов МСП составил 90,7% задания, а освоение выделенного финансирования из федерального и краевого бюджетов составило 62,4% от запланированного (стр. 32 отчета);
- за первый год реализации Программы не обеспечено достижение показателя бюджетной эффективности, то есть при затратах, понесенных федеральным бюджетом в сумме 241 001,1 тыс. рублей и краевым бюджетом в сумме 33 612,2 тыс. рублей на государственную поддержку субъектов МСП, не достигнут прирост поступлений в доходную часть бюджетной системы Российской Федерации и в том числе в доход краевого бюджета от субъектов МСП. Фактические доходы снизились соответственно на 44 345,0 тыс. рублей и 57 244,0 тыс. рублей (стр. 33 отчета);
- в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 01.06.2009 № 149–п, минэкономразвития СК проведена оценка эффективности реализации Программы за 2009 год. Результаты реализации Программы оценены в 67,6 балла из 100 возможных и признаны «недостаточно эффективными». После отражения указанного факта в акте проверки Счетной палаты Ставропольского края от 01.10.2010 минэкономразвития СК письмом от 08.10.2010 № мэр-09/3361 поменяло результаты оценки эффективности Программы, увеличив сумму баллов до 83,0 и признав реализацию как «эффективная». Официальные данные, размещенные в Интернете на сайте минэкономразвития СК о результатах оценки эффективности Программы, изменены 19.10.2010 (стр. 33 отчета).
10. Проверкой исполнения минэкономразвития СК функций государственного заказчика с целью оценки эффективности управления Программой установлено:
- в нарушение пункта 3.3 постановления Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 № 198-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2009 год» порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) разработан не в месячный срок после утверждения объема средств Законом СК № 6-кз, а через 5 месяцев (стр. 35 отчета);
- в нарушение пункта 4.1 договоров субсидирования, заключенных между минэкономразвития СК и субъектами МСП – получателями финансовой поддержки, минэкономразвития СК не обеспечен своевременный и в полном объеме сбор информации о фактически уплаченных налогах и сборах в бюджеты различных уровней, среднесписочной численности работников и среднем уровне их заработной платы. На момент проверки указанные сведения отсутствовали по 5 субъектам МСП из 31 – получателя господдержки (стр. 35 отчета);
- в 2009 году проведено 5 заседаний, за 6 месяцев 2010 года – 4 заседания конкурсной комиссии по отбору проектов на субсидирование части процентной ставки. Однако сроки проведения заседаний конкретно не планировались, информация о предстоящих заседаниях конкурсной комиссии по отбору инвестиционных проектов в СМИ не размещалась, поступающие заявки оставались без рассмотрения конкурсной комиссией сроком до 33-57 дней (стр. 35 отчета);
- охват субъектов МСП и территорий Ставропольского края мероприятиями Программы свидетельствует о недостаточном уровне оказываемой господдержки, недостаточной информированности субъектов МСП о возможностях получения господдержки и недостаточно эффективном исполнении функций государственного заказчика, поскольку проверкой установлено, что в 2009 году участвовали в конкурсах по реализации мероприятий Программы: на государственную поддержку в виде финансовой помощи 20 субъектов МСП, имущественную поддержку - 5 субъектов МП или 0,004% из 116 тыс. субъектов МСП, имеющихся в крае, на получение поручительств (гарантий) – 7 субъектов МСП или 0,006%, премии «Предприниматель года» - 31 субъект МСП или 0,03%. Всего 63 субъекта МСП (стр. 35 отчета).
Для участия в указанных конкурсах поступило 63 заявки, в том числе от субъектов МСП, ведущих предпринимательскую деятельность в г. Ставрополе – 12 заявок (19,0% от общего количества), Петровском районе – 5 заявок (7,9%), Андроповском районе – 5 заявок (7,9%), г. Пятигорске – 4 заявки (6,3%). При этом ни одной заявки не поступило от субъектов МСП Буденновского, Кировского, Нефтекумского, Новоселицкого, Степновского, Туркменского, Шпаковского районов и г. Кисловодска (стр. 35 отчета).
11. В нарушение части 3 статьи 8 Федерального закона № 209-ФЗ, пункта 6 раздела I Положения о ведении реестра и части 1 статьи 5 Закона СК № 61-кз в реестре не содержатся сведения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат ООО «Сыродел», связанных с уплатой процентов по кредитному договору (стр. 31 отчета).
12. В нарушение пункта 4 раздела I Положения о ведении реестров ООО «Еврострой» в реестре получателей господдержки внесено в раздел субъектов среднего предпринимательства, фактически относится к субъектам малого предпринимательства (стр. 31 отчета).
Предложения
1. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия Губернатору Ставропольского края и в Государственную Думу Ставропольского края.
2. Счетная палата Ставропольского края считает целесообразным рекомендовать Правительству Ставропольского края:
- рассмотреть вопрос о возможности предоставления субсидий из бюджета Ставропольского края муниципальным образованиям края, имеющим слабо развитую сферу предпринимательства и обладающим ограниченными возможностями по ее развитию и поддержке из местного бюджета из-за низкой бюджетной обеспеченности собственными ресурсами, и утверждении порядка, устанавливающего условия и механизм предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета органам местного самоуправления муниципальных образований края с целью оказания поддержки по развитию субъектов МСП;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в Порядок субсидирования, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 16.09.2009 № 237-п.
3. Направить представление Счетной палаты Ставропольского края министерству экономического развития Ставропольского края для принятия мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, а также недопущения их в дальнейшем.
Аудитор Счетной палаты
Ставропольского края Т.Б. Павлова