Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края и государственной (краевой) собственности государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» за 2008 – 2009 годы, а также анализ основных исходных параметров расчетов тарифов на 2010 год на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям Ставропольского края указанным предприятием»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
А.А. Колесников
12 июля 2010 г.
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края и государственной (краевой) собственности государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» за 2008 – 2009 годы, а также анализ основных исходных параметров расчетов тарифов на 2010 год на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям Ставропольского края указанным предприятием»
Основание для проведения контрольного мероприятия
Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 29 апреля 2010 года № 1529-IV ГДСК, решение коллегии Счетной палаты Ставропольского края от 4 мая 2010 года № 4 и распоряжение председателя Счетной палаты Ставропольского края от 5 мая 2010 года № 13.
Цель контрольного мероприятия
Проверка законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края и государственной (краевой) собственности государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (далее – ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», Предприятие) за 2008 – 2009 годы, а также анализ основных исходных параметров расчетов тарифов на 2010 год на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям Ставропольского края.
Предмет контрольного мероприятия
Средства бюджета Ставропольского края, выделенные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2008 и 2009 годах; переданное ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и приобретенное им в процессе своей деятельности государственное имущество Ставропольского края; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции с государственным имуществом и средствами бюджета Ставропольского края; контракты, договоры, платежные и иные первичные документы, подтверждающие совершение финансово-хозяйственных операций; документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»; финансовая (бухгалтерская) и статистическая отчетность; другие документы.
Объекты контрольного мероприятия
ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (в том числе филиалы). Потребители (заказчики). Поставщики, исполнители и подрядчики, осуществлявшие поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».
Проверяемый период деятельности
2008 и 2009 годы.
Сроки проведения контрольного мероприятия
С 11 мая по 28 июня 2010 года.
ВЫВОДЫ
1. В связи с особой социально-экономической значимостью вопроса водоснабжения органам государственной власти Ставропольского края необходимо усилить контроль за развитием ситуации в данной сфере и порядком формирования тарифов на водоснабжение и водоотведение. Кроме того, существующие системные проблемы в водопроводно-канализационном хозяйстве региона требуют значительного увеличения финансовых инвестиций в данную отрасль.
2. Отсутствие в Ставропольском крае достаточного количества собственных ресурсов поверхностных вод для всех видов хозяйственной деятельности и неравномерное распределение пресных подземных вод явились основополагающими факторами, определившими существующую в крае систему водоснабжения, для которой характерна большая протяженность магистральных водопроводов от 40 до 220 км (стр. 3 отчета).
3. На 2010 год наибольшая средняя величина тарифа для населения на холодное водоснабжение среди ряда субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов зафиксирована в Ставропольском крае в размере 32,54 руб./куб. м, что превышает средний размер тарифа, действовавшего в 2009 году, на 20%. Вместе с тем рост тарифов на все коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации в 2010 году составил 14,6%.
Рост средней величины тарифа для населения на услуги по водоотведению на 2010 год в Ставропольском крае составил 11% (средняя величина тарифа в крае на 2010 год – 15,12 руб./куб. м).
(стр. 6 отчета)
4. Существующая структура ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» позволяет проводить единую финансовую политику в пределах одного юридического лица и избегать высоких тарифов для большинства населенных пунктов края путем установления единого тарифа (стр. 4 отчета).
5. В связи с тем, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» является крупнейшей организацией водопроводно-канализационного хозяйства Ставропольского края все проблемы и недостатки системы водоснабжения и водоотведения данного предприятия в полной мере характерны для всей отрасли региона в целом, в том числе:
5.1. Для объектов водоснабжения и водоотведения, состоящих на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», характерен значительный процент их износа (более 70%) и, как следствие, большое количество аварий в системе водоснабжения и водоотведения. Удельный вес водопроводных сетей Предприятия, нуждающихся в замене, составляет 20% или 3,0 тыс. км, канализационных сетей – 10% (174 км). При этом Предприятием ежегодно производится замена в среднем 70 км сетей, что составляет лишь 2,3% от протяженности принадлежащих ему аварийных сетей (при рекомендуемом объеме не менее 4-5%).
По расчетам ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», только на первоочередную замену аварийных сетей протяженностью 3,0 тыс. км необходимо около 5,3 млрд. рублей. Таким образом, при сохранении существующих темпов замены водопроводных сетей (70 км в год) на «первоочередную» замену аварийных сетей Предприятия протяженностью 3,0 тыс. км потребуется более 40 лет.
В случае если в кратчайшие сроки не будут приняты соответствующие меры по решению указанных проблем, процент износа объектов водопроводно-канализационного хозяйства края значительно увеличится, что приведет к росту количества аварий техногенного характера в системе водоснабжения и водоотведения и тяжести их последствий, сохранению нестабильности водоснабжения потребителей в отдельных поселениях, ухудшению экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации.
(стр. 4-5 отчета)
5.2. На протяжении ряда лет в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» прослеживается тенденция к увеличению доли неучтенных расходов воды при сохранении практически неизменным объема забранной воды. Анализ показывает, что из двух кубических метров забранной воды до потребителя доставляется лишь один.
В 2009 году потери воды при транспортировке по сетям лишь пяти филиалов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» составили 47 667,6 тыс. куб. м, что в суммовом выражении составляет порядка 1,3 млрд. рублей (из расчета размера тарифа на 2009 год – 26,63 руб./куб. м без НДС).
Расходы на компенсацию данных потерь воды включаются в тарифы на водоснабжение и водоотведение.
По оценке Счетной палаты Ставропольского края, непринятие мер по снижению объемов воды, используемой на собственные нужды Предприятия, и объема потерь воды при транспортировке, наряду с сохранением наметившейся тенденции к увеличению доли неучтенных расходов в среднем на 1% в год приведет к тому, что к 2015 году неучтенные расходы будут составлять порядка 60% от объема забранной воды.
(стр. 14-15 отчета)
5.3. При формировании тарифов на водоснабжение и водоотведение объем затрат, осуществленных Предприятием на содержание и обслуживание комплексов очистных сооружений (аренда земли, расходы на текущий и капитальный ремонт, оплата энергоресурсов и прочие расходы), рассчитывается исходя из полной (проектной) мощности оборудования.
Однако из 38 комплексов очистных сооружений водоснабжения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2008 и 2009 годах до полной проектной мощности было загружено только девять. В указанном периоде загруженность мощностей всех комплексов очистных сооружений водоснабжения Предприятия составляла около 70%.
Аналогичная ситуация сложилась и в системе водоотведения. Так, из 22 комплексов очистных сооружений канализации Предприятия в 2008 и 2009 годах до полной проектной мощностей было загружено только четыре. В указанном периоде загруженность мощности всех комплексов очистных сооружений канализации Предприятия составляла около 65%.
(стр. 5 отчета)
6. В ходе анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и его финансового состояния было установлено следующее:
6.1. Финансовое состояние ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2008 и 2009 годах характеризовалось как нестабильное, с тенденцией к его ухудшению. Нестабильность финансового состояния Предприятия проявилась в убыточности и нерентабельности в 2009 году его основной деятельности – предоставлении услуг по водоснабжению и водоотведению. Убыток от основной деятельности в 2009 году составил 25 163,0 тыс. рублей, тогда как в 2008 году Предприятие получило прибыль в размере 44 608,0 тыс. рублей (стр. 6-7 отчета).
6.2. Убыточность основной деятельности предприятия в 2009 году стала следствием превышения темпов роста расходов Предприятия над темпами роста его доходов. Так, расходы на оплату труда и прочие затраты ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» выросли в 2009 году на 46-49%, что более чем в 1,8 раза превысило темпы роста выручки предприятия по основному виду деятельности (+26%).
Снижение доли собственного оборотного капитала в валюте баланса (на 6,4 процентных пункта в сравнении с 01.01.2008), рост дебиторской задолженности (+33,2% в сравнении с 01.01.2008), обусловленный прежде всего ростом тарифов на оказываемые Предприятием услуги, вынуждало ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» прибегать к привлечению заемных средств для обеспечения хозяйственной деятельности, увеличивая тем самым собственную кредиторскую задолженность (+48,1% в сравнении с 01.01.2008).
Из изложенного следует, что непринятие руководством ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» действенных мер по существенному сокращению необоснованных расходов, истребованию дебиторской задолженности за оказанные услуги, сокращению объемов заемных средств и текущих обязательств, приведет к утрате платежеспособности Предприятия.
(стр. 7-8 отчета)
7. В ходе анализа основных исходных параметров расчетов тарифов на 2010 год на услуги водоснабжения и водоотведения было установлено следующее:
7.1. Существующая система формирования тарифов в Ставропольском крае не создает стимулов для коммунальных предприятий к повышению эффективности их деятельности, так как уменьшение затрат предприятий приводит к снижению тарифа. В свою очередь рост издержек компенсируется за счет увеличения размера тарифа. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятий в росте, а не в снижении затрат.
(стр. 11 отчета)
7.2. На территории Ставропольского края не разрабатывались нормативно-правовые акты (методические рекомендации), определяющие порядок формирования статей и элементов затрат в тарифах на услуги по водоснабжению и водоотведению.
Согласно пункту 67 Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 10.10.2007 № 10, органы регулирования субъектов Российской Федерации вправе утверждать нормы и нормативы, применяемые при расчете финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ организаций коммунального комплекса. Указанные нормы и нормативы на 2010 год региональной тарифной комиссией Ставропольского края не устанавливались.
По мнению Счетной палаты Ставропольского края, введение на территории Ставропольского края (с использованием опыта других регионов) единого методологического подхода к определению тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению с учетом оптимального сочетания экономических интересов производителей и потребителей услуг является одной из действенных мер, направленных на предотвращение дальнейшего роста тарифов на услуги коммунального комплекса.
(стр. 11 отчета)
7.3. Региональной тарифной комиссией Ставропольского края на 2010 год не устанавливались нормативы объема воды, используемой Предприятием на собственные нужды, а также нормативы объема потерь воды, как это рекомендовано пунктом 9 Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 10.10.2007 № 101 (стр. 15 отчета).
7.4. В соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 10.10.2007 № 101, объем реализации услуг организацией коммунального комплекса определяется в том числе с учетом фактически сложившегося водопотребления за 3 года, предшествующих периоду регулирования.
Вместе с тем при составлении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Производственной программы на 2010 год и ее согласовании с региональной тарифной комиссией Ставропольского края данная норма не учитывалась. На фоне ежегодного падения объемов реализации питьевой воды Производственной программой ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2010 год планируется увеличение реализации услуг питьевого водоснабжения относительно фактических показателей как 2007, так и 2008-2009 годов.
(стр. 13 отчета)
7.5. Оценка нормативов неучтенных расходов воды, а также нормативов объемов ливневых и инфильтрационных вод, поступающих в системы канализации ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (с проведением соответствующих расчетов и составлением технико-экономического обоснования каждым филиалом), в последний раз проводилась ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2004 году.
Утвержденные нормативы 2004 года не отражают реального состояния дел в системах водоснабжения и водоотведения отдельных филиалов и не в полной мере решают одну из наиболее актуальных для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» задач – повышение энергетической эффективности деятельности Предприятия.
(стр. 15-16 отчета)
7.6. По отдельным филиалам Предприятия в тариф на услуги питьевого водоснабжения на 2010 год включались объемы неучтенных расходов воды, превышающие установленные нормативом значения. Превышение в тарифе на 2010 год составило 3 181,7 тыс. куб. м или 3,4% от запланированного объема реализации (95 732,8 тыс. куб. м).
Общий объем ливневых и инфильтрационных вод, учтенных в тарифе на услуги по водоотведению на 2010 год по отдельным филиалам Предприятия сверх норматива, составил 3 133,4 тыс. куб. м или 5,8% от общего объема реализации услуг по водоотведению на 2010 год (54 432,6 тыс. куб.м).
Указанное положение дел оказывает непосредственное влияние на увеличение размера тарифа на питьевое водоснабжение и водоотведение ввиду того, что потребителями данных услуг оплачиваются в том числе и затраты ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по забору, транспортировке, очистке воды, израсходованной отдельными филиалами сверх утвержденных норм, а также затраты, связанные с перекачкой, очисткой ливневых и инфильтрационных вод, поступающих в системы канализации сверх нормативов.
(стр. 17-18 отчета)
7.7. В нарушение пункта 15 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, и положений учетной политики ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» при утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2010 год было допущено перераспределение (перенесение) сумм расходов из одного вида деятельности (питьевое водоснабжение) на другой – водоотведение.
В результате общая сумма расходов (на приобретение ГСМ и лицензионного программного обеспечения, услуги по приему платежей, аренду производственных помещений), необоснованно учтенных в тарифе на услуги водоотведения на 2010 год, составила 25 651,0 тыс. рублей, что в свою очередь привело к необоснованному завышению на 47 копеек величины тарифа на услуги водоотведения на 2010 год (утвержден на 2010 год в размере 14,16 руб./куб. м; должен был составить 13,69 руб./куб. м).
(стр. 29 отчета)
7.8. По расчетам Счетной палаты Ставропольского края, в тарифе на оказание ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на 2010 год экономически неоправданными и необоснованными являются затраты в общей сумме 26 231,0 тыс. рублей, в том числе:
- по статье «Электроэнергия» в сумме 19 780,0 тыс. рублей, что составляет 2,7% от затрат на электроэнергию, учтенных в тарифах на 2010 год (стр. 24-25 отчета);
- по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» в общей сумме 6 451,0 тыс. рублей, что составляет 2,8% от суммы затрат на амортизацию и налог на имущество, учтенных в тарифах на 2010 год (стр. 26-27 отчета).
7.9. Анализ произведенных в течение 2008-2009 годов расходов по включенным в тариф статьям «Капитальный ремонт» и «Прочие расходы» показал, что за счет средств, запланированных и включенных в тариф по статье затрат «Капитальный ремонт», в 2008 и 2009 годах фактически выполнялись не только работы по капитальному ремонту, а производились также прочие расходы (на приобретение ГСМ, охрану труда, услуги связи, арендную плату, консультационные услуги и т.п.).
Так, в 2008 году фактические расходы на капитальный ремонт составили 62,6% от запланированных затрат по данной статье, а в 2009 году – только 54,0%. Однако по статье затрат «Прочие расходы» (цеховые, общехозяйственные затраты) объем расходов планировался значительно меньший, чем сложился фактически (в 2008 году фактические расходы превысили плановые на 26,1%, в 2009 году – на 70,5%).
В связи с вышеизложенным и учитывая особую значимость работ по капитальному ремонту водопроводных и канализационных сетей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», необходимо сумму денежных средств, учтенную в тарифе на услуги водоснабжения и водоотведения по статье «Капитальный ремонт», направлять на проведение именно капитального ремонта.
(стр. 28 отчета)
7.10. По мнению Счетной палаты Ставропольского края, запланированные на 2010 год расходы на содержание аппарата управления ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (80 562,6 тыс. рублей), практически сопоставимые с расходами бюджета Ставропольского края на содержание двух краевых ведомств с бóльшей штатной численностью – министерства строительства и архитектуры Ставропольского края и Комитета ЖКХ, имеют потенциал для сокращения с целью более экономного и эффективного использования средств Предприятия, а также снижения темпов роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения (стр. 18-19 отчета).
7.11. Анализ численности работников аппарата управления Предприятия свидетельствует о несоблюдении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» рекомендаций региональной тарифной комиссии Ставропольского края при формировании тарифов на 2010 год в части штатной численности аппарата управления Предприятия и его филиалов. Кроме того, результаты данного анализа с большой долей вероятности свидетельствуют о наличии возможности для её оптимизации в целом по ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (стр. 20 отчета).
7.12. Должностные инструкции работников ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в отдельных случаях утверждались под конкретного работника, принимаемого на соответствующую должность, с учетом фактического образования и трудового стажа. При этом Предприятием не учитывались положения Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (стр. 21 отчета).
7.13. Проведенным анализом гарантированных выплат материально-стимулирующего характера, определенных коллективными договорами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», установлено, что отдельные выплаты (дополнительные оплачиваемые отпуска, доплаты водителям «за несовершенство краевых дорог» и др.) не согласуются с положениями действующего законодательства, а также свидетельствуют о необходимости их корректировки в части сокращения объема некоторых выплат с учетом финансовых результатов деятельности Предприятия и сложившейся в Ставропольском крае экономической ситуации.
Следует также отметить, что материальная поддержка работников ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в основном осуществляется за счет средств, предусмотренных в тарифе на услуги водоснабжения и водоотведения, и, следовательно, оплачивается населением Ставропольского края и иными потребителями услуг в сфере водоснабжения и водоотведения.
(стр. 22-23 отчета)
7.14. На протяжении ряда лет предотвращение резкого повышения тарифов на услуги водоснабжения для абонентов г. Лермонтова производится за счет повышения (в 2010 году – на 3,1%) тарифов на услуги питьевого водоснабжения в остальных муниципальных образованиях края, обслуживаемых Предприятием.
Выбранный способ компенсации выпадающих доходов за счет повышения на 0,95 руб. (3,1%) тарифа на питьевое водоснабжение для остальных потребителей Ставропольского края (кроме абонентов г. Лермонтова), обеспечиваемых питьевой водой ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», способствует росту потребительских цен в целом по Ставропольскому краю ввиду того, что затраты на оплату коммунальных услуг включаются производителями в себестоимость подавляющего большинства товаров и услуг.
(стр. 29-31 отчета)
7.15. МУП «Горводоканал» г. Лермонтова не соблюдаются условия об оплате договоров, заключенных с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на приобретение питьевой воды. Кредиторская задолженность указанного предприятия перед ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 1 июня текущего года составляла 32 235,4 тыс. рублей (стр. 31 отчета).
7.16. Непринятие соответствующих мер со стороны органов исполнительной власти Ставропольского края по решению вопроса о передаче МУП «Горводоканал» г. Лермонтова из муниципальной собственности в краевую, а также существующая вероятность перехода указанного предприятия в частную собственность (вследствие плановой приватизации в 2010 году либо банкротства) может повлечь неблагоприятные последствия как в целом для системы водоснабжения, так и для потребителей г. Лермонтова (стр. 32 отчета).
8. В ходе проверки законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края и государственной (краевой) собственности ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» было установлено, что в течение 2008 и 2009 годов помимо средств, полученных Предприятием за счет тарифов, органами государственной власти и местного самоуправления Ставропольского края на приобретение, содержание, реконструкцию и ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» дополнительно были направлены денежные средства в общей сумме 199 010,6 тыс. рублей, а также переданы объекты коммунального хозяйства и материальные ценности на сумму 324 566,3 тыс. рублей, всего на общую сумму 523 576,9 тыс. рублей.
Указанные материальные и денежные средства в отдельных случаях расходовались ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с нарушением действующего законодательства и условий их получения, а также не всегда эффективно. А именно:
8.1. В нарушение требований пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещения о проведении конкурсов по отбору подрядных организаций для выполнения строительных работ в соответствии с Соглашением о предоставлении бюджетных средств от 10.06.2009 № 2283-Ю направлялись ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за 5 дней до проведения конкурсов (извещение о проведении торгов должно быть оформлено организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения). Уведомления о проведении конкурсов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» направлялись ограниченному числу предполагаемых участников конкурсов по собственному усмотрению, а не размещались в открытых источниках информации широкого (свободного) доступа (печатные издания, Интернет), чем было существенно ограничено число потенциальных участников конкурсов (стр. 33 отчета).
8.2. Договор от 15.06.2009 № 01/2276-Ю на выполнение подрядных работ по реконструкции объектов водопроводно-канализационных сетей был заключен ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ» на сумму, превышающую предложенную подрядчиком в ходе проведения конкурса цену (стр. 33 отчета).
8.3. В нарушение требований статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» строительные работы по реконструкции водопроводно-канализационных объектов за счет средств бюджета Ставропольского края проводились при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (стр. 34 отчета).
8.4. В нарушение требований статей 51 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по объектам, подлежащим реконструкции за счет средств бюджета Ставропольского края в соответствии с Соглашением о предоставлении бюджетных средств от 10.06.2009 № 2283-Ю, разрешение на строительство не выдавалось, государственный строительный надзор за проводимыми строительными работами не осуществлялся (стр. отчета 34).
8.5. В нарушение положений пункта 3.3.10 Соглашения о предоставлении бюджетных средств от 10.06.2009 № 2283-Ю конкурсный отбор организации для проведения проектных работ не проводился (стр. 34 отчета).
8.6. Выполненная ООО «Проект-Лэнд» проектно-сметная документация на проведение строительных работ по объектам, подлежащим реконструкции за счет средств бюджета Ставропольского края в соответствии с Соглашением о предоставлении бюджетных средств от 10.06.2009 № 2283-Ю, не соответствует требованиям статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (стр. 34 отчета).
8.7. В нарушение требований статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и «СП 11-105-97. Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть VI. Правила производства геофизических исследований» инженерные изыскания для подготовки проектной документации на проведение строительных работ по объектам, подлежащим реконструкции за счет средств бюджета Ставропольского края в соответствии с Соглашением о предоставлении бюджетных средств от 10.06.2009 № 2283-Ю, не проводились (стр. 34 отчета).
8.8. Несмотря на то, что средства из бюджета Ставропольского края, предусмотренные статьей 25.1 Закона Ставропольского края от 12.12.2008 № 95-кз (ред. от 03.12.2009) «О бюджете Ставропольского края на 2009 год», в сумме 100 285,9 тыс. рублей поступили на счет ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2009 году в полном объеме, работы по реконструкции указанных объектов на момент проверки не завершены.
Заказчиком (ГУП СК «Ставрополькрайводоканал») по согласованию с Комитетом ЖКХ сроки производства работ по реконструкции объектов водопроводно-канализационного хозяйства неоднократно переносились.
На двух объектах («Реконструкция перехода стальных водоводов Д-426 и 150 мм через р. Мокрая Буйвола, г. Благодарный» и «Реконструкция участка водовода Д-1220 мм в пойменной части балки Щелкан, с. Александрия») подрядчик (ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ») к выполнению работ на момент проведения проверки (04.06.2010) не приступил.
(стр. 35-36 отчета)
8.9. Технический надзор за проведением подрядчиком ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ» реконструкции объектов осуществлялся ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» формально и ограничивался проверкой соответствия видов и объемов работ, указанных в актах о приемке выполненных работ (форма № КС-2), видам и объемам работ, указанным в локальных сметных расчетах. Проверка фактического выполнения работ непосредственно на объектах в отдельных случаях не проводилась (стр. 38 отчета).
8.10. Отдельные виды работ, включенные в акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и принятые к оплате ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», фактически не были выполнены подрядчиком ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ» (объекты: «Реконструкция водовода Безопасненского группового водопровода от хут. Невдахин до с. Безопасное», «Реконструкция участка водовода Д-325 мм с. Крымгиреевское», «Реконструкция участка магистрального водовода диаметром 426 мм от ОСВ-50 г. Изобильного до пос. Рыздвяный») (стр. 36-37 отчета).
8.11. В нарушение статей 743 и 744 Гражданского кодекса Российской Федерации ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ» (подрядчик) без согласования с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (заказчик) и ООО «Проект-Лэнд» (проектировщик) выполнялись работы, не предусмотренные утвержденной проектно-сметной документацией. При этом необходимые изменения в проектно-сметную документацию не вносились (объекты: «Реконструкция водовода Безопасненского группового водопровода от хут. Невдахин до с. Безопасное», «Реконструкция участка водовода из стальных труб диаметром 400 мм от резервуаров, с. Донское») (стр. 36 отчета).
8.12. Подрядной организацией ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ» строительство переходов водоводов через речки осуществлялось с нарушением СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (объекты: «Реконструкция участка водовода Д-325 мм с. Крымгиреевское», «Реконструкция надземного водовода диаметром 530 мм с. Александровское») (стр. 37 отчета).
8.13. В нарушение положений пункта 1.6 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, техническая документация на объекты водоснабжения, реконструируемые в рамках Соглашения о предоставлении бюджетных средств № 2283-Ю за счет средств бюджета Ставропольского края, в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и его филиалах отсутствует, а исполнительная документация имеется не в полном объеме (стр. 37 отчета).
8.14. При расчетах между заказчиком (ГУП СК «Ставрополькрайводоканал») и подрядчиком (ГУП СК «Управление специализированных монтажных работ») за фактически выполненные во II-IV кварталах 2009 года работы в результате неисполнения положений пунктов 2.1 и 2.5 договора от 15.06.2009 № 01/2276-Ю необоснованно применялся индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, установленный на I квартал 2009 года (6,46), в результате чего стоимость работ была завышена на 1 045,3 тыс. рублей (стр. 38 отчета).
8.15. Предусмотренные договором от 02.12.2009 № 2446-Ю, заключенным с ООО «Электромеханический завод» на поставку двух водоочистных установок «Исток-1000К» на общую сумму 23 300,0 тыс. рублей, работы по монтажу, пуско-наладке оборудования и тренингу обслуживающего персонала на момент проведения проверки (08.06.2010) не были завершены.
Штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренные пунктом 4.3 указанного договора, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» к поставщику не применялись.
(стр. 38-39 отчета)
8.16. В нарушение подпункта 15 пункта 1 статьи 20 и пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также пункта 1.1.13 постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.2003 № 90-п «О полномочиях органов исполнительной власти Ставропольского края по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края» в 2008-2009 годах ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» была заключена 31 крупная сделка на общую сумму 222 944,1 тыс. рублей без предварительного согласования решения об их осуществлении с уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края (Министерством ЖКХ, Комитетом ЖКХ).
В соответствии с положением статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации крупные сделки, совершенные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» без согласования решения об их совершении, являются ничтожными.
(стр. 39 отчета)
8.17. В результате недостаточного контроля со стороны Министерства ЖКХ за совершением Предприятием крупных сделок в мае 2008 года был заключен договор о намерении заключения договора аренды недвижимого имущества № 2131-Ю с гражданами Д.А. Дурдыевой, А.С. Дурдыевой и О.А. Дурдыевым и перечислен платеж в размере 3 200 тыс. рублей. В результате того, что на момент проверки договор аренды не заключен, данные граждане на протяжении более 2-х лет пользуются указанными денежными средствами Предприятия.
В соответствии с договором № 2131-Ю в случае, если договор аренды не будет заключен в результате одностороннего отказа Предприятия, сумма платежей в размере 2 000,0 тыс. рублей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» возвращена не будет, что приведет к безрезультативным расходами Предприятия.
(стр. 39-40 отчета)
8.18. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2008 и 2009 годах было допущено неэффективное и неэкономное использование средств на оплату договоров возмездного оказания юридических, коллекторских и иных услуг на общую сумму 17 240,6 тыс. рублей. В соответствии с законодательством и положениями об отделах Предприятия выполнение указанных функций входило в обязанности юридических, бухгалтерских и абонентских (учета и реализации) служб Предприятия и его филиалов (стр. 40 отчета).
8.19. В 2008 и 2009 годах ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» допускалось неэффективное и неэкономное расходование денежных средств на цели, не связанные с производственной необходимостью Предприятия, на общую сумму 1 383,0 тыс. рублей (стр. 41 отчета).
8.20. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» допущено неэффективное использование государственного имущества Ставропольского края на общую сумму 22 254,8 тыс. рублей, что не соответствует положениям Концепции повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2003 № 201-рп, в том числе:
- приобретенные за счет средств бюджета Ставропольского края в 2008 году три установки ультрафиолетового обеззараживания воды общей стоимостью 20 788,5 тыс. рублей на момент проверки не введены в эксплуатацию и предположительно не будут введены в эксплуатацию в течение всего 2010 года;
- квартира стоимостью 1 466,3 тыс. рублей, находящаяся в г. Кисловодске и состоящая на балансе Предприятия с 31.01.2007, по информации ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», до настоящего времени не эксплуатируется.
(стр. 41-42 отчета)
8.21. В нарушение статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения, закрепленные за ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на праве хозяйственного ведения, сдавались Предприятием в аренду без согласия собственника имущества (министерства имущественных отношений Ставропольского края) (стр. 42 отчета).
8.22. В нарушение статей 671 и 682 Гражданского кодекса Российской Федерации размер платы за жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», в договорах найма не установлен.
В результате Предприятием в 2008-2009 годах был недополучен доход от сдачи в аренду жилых помещений в размере 288,4 тыс. рублей.
(стр. 42 отчета)
9. В ходе проверки достоверности показателей бухгалтерской отчетности ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» было установлено следующее:
9.1. В 2009 году учредителем Предприятия (Комитетом ЖКХ), собственником его имущества (министерством имущественных отношений Ставропольского края) и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не обеспечено выполнение мероприятий по увеличению уставного фонда в порядке, установленном законодательством, на сумму 100 285,9 тыс. рублей, как это предусмотрено статьей 25.1 Закона Ставропольского края от 12.12.2008 № 95-кз «О бюджете Ставропольского края на 2009 год» и пунктом 3.3.9 Соглашения о предоставлении бюджетных средств от 10.06.2009 № 2283-Ю, что привело к некорректному формированию показателей статей бухгалтерского баланса предприятия на 01.01.2010, включаемых в текущие обязательства (стр. 8-9 отчета).
9.2. В нарушение подпункта 16 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пункта 1.1.9 постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.2003 № 90-п «О полномочиях органов исполнительной власти Ставропольского края по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края» ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2008 и 2009 годах самостоятельно заключило с аудиторской фирмой ООО «ИН-Аудит» договоры об оказании аудиторских услуг по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия от 02.04.2008 № 12/2132-Ю и от 15.12.2008 № 40 2233-Ю. Указанные договоры были согласованы с Комитетом ЖКХ только спустя соответственно 6 месяцев (03.10.2008) и 1 месяц (14.01.2009) с момента их заключения (стр. 9 отчета).
9.3. В нарушение статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (действовавшей до 31.12.2008), статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (вступившей в силу с 01.01.2009), пункта 5 части III Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, в составе бухгалтерской отчетности ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за 2009 год отсутствовало аудиторское заключение (стр. 9 отчета).
9.4. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за 2008 год представлено ООО «ИН-Аудит» только 18.09.2009, то есть на 5 месяцев позже срока предоставления годовой бухгалтерской отчетности (до 01.04.2009), установленного пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (стр. 9 отчета).
10. Органами государственной власти Ставропольского края и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не были приняты соответствующие меры по недопущению банкротства дочернего государственного унитарного предприятия «Кавминводоканал» ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и МУП «Водоканал» г. Пятигорска. В результате имущество, имеющее важное значение для водоснабжения и водоотведения потребителей г. Пятигорска, было реализовано в частные руки, что в последующем привело к дополнительным затратам ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на оплату аренды этого же имущества, которые только в течение 2008-2009 годов составили 93 410,4 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что в 2008 и 2009 годах общая сумма арендной платы за использование имущественного комплекса водозабора «Скачки» и комплекса Пятигорских очистных сооружений канализации более чем в 5 раз превысила стоимость, по которой указанное имущество в 2005-2006 годах было реализовано частным лицам (соответственно 3 813,4 тыс. рублей и 6 900,0 тыс. рублей).
(стр. 42-43 отчета)
Предложения
1. Направить отчет о результатах проверки Губернатору Ставропольского края, в Государственную Думу Ставропольского края.
2. Счетная палата Ставропольского края считает целесообразным рекомендовать Правительству Ставропольского края:
- рассмотреть результаты настоящей проверки, выявленные нарушения и недостатки, принять необходимые меры по их устранению и недопущению в дальнейшем;
- с целью установления единого методологического подхода рассмотреть вопрос о разработке правового акта, определяющего порядок формирования статей и элементов затрат в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения в Ставропольском крае, в том числе порядок включения в тариф затрат на содержание дополнительных объектов, планируемых к вводу в эксплуатацию в году, на который утверждаются тарифы на водоснабжение и водоотведение;
- с целью установления экономически обоснованных тарифов принять решение об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти Ставропольского края норм и нормативов, применяемых при расчете финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», а также установлении нормативов объема воды, используемой указанным предприятием на собственные нужды, и нормативов объема потерь воды (в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 10.10.2007 № 101);
- с целью снижения финансовой нагрузки на абонентов края, обеспечиваемых водой ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», рассмотреть возможность возмещения указанному предприятию выпадающих доходов, образующихся вследствие установления для абонентов г. Лермонтова более низкого тарифа на питьевое водоснабжение;
- рассмотреть вопрос о необходимости принятия соответствующих мер по передаче МУП «Горводоканал» г. Лермонтова из муниципальной собственности в краевую ввиду того, что существующая вероятность перехода указанного предприятия в частную собственность (вследствие плановой приватизации в 2010 году либо банкротства) может повлечь неблагоприятные последствия как для потребителей г. Лермонтова, так и в целом для системы водоснабжения Ставропольского края;
- в целях эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, обеспечения гласности и предотвращения злоупотреблений при размещении заказов, рассмотреть возможность использования ГУП СК «Ставрополь-крайводоканал» при осуществлении закупок отдельных норм, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
3. С целью устранения и недопущения в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков при использовании средств бюджета Ставропольского края и государственной (краевой) собственности ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в 2008 и 2009 годах, а также недопущению в дальнейшем недостатков и нарушений при проведении расчетов тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемых потребителям Ставропольского края указанным предприятием, направить представления:
- государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал»;
- комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
4. Направить министерству строительства и архитектуры Ставропольского края информацию по фактам выявленных нарушений законодательства в сфере строительства для принятия решения в пределах компетенции.
Аудитор Счетной палаты
Ставропольского края А.Г. Черняков