Отчет о о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2010 году и истекшем периоде 2011 года бюджету Грачевского муниципального района на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» и демографической политики»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
А.А. Колесников
05 июля 2011 г.
ОТЧЕТ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2010 году и истекшем периоде 2011 года бюджету Грачевского муниципального района на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» и демографической политики»
Основание для проведения контрольного мероприятия
Пункт 2.18 плана работы Счетной палаты Ставропольского края на 2011 год и распоряжения председателя Счетной палаты Ставропольского края от 26.04.2011 № 13 и от 10.05.2011 № 15.
Цель контрольного мероприятия
Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2010 году и истекшем периоде 2011 года бюджету Грачевского муниципального района на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» и демографической политики (далее – ПНП «Образование»).
Предмет контрольного мероприятия
Бюджетные средства, выделенные в 2010 году и истекшем периоде 2011 года бюджету Грачевского муниципального района на реализацию ПНП «Образование», нормативные правовые и другие документы, определяющие порядок реализации ПНП «Образование», распорядительные, платежные и иные первичные документы, подтверждающие использование денежных средств и получение материальных ценностей в рамках реализации ПНП «Образование», соглашения, договоры, контракты, регистры бухгалтерского учета и отчетности, бюджетная и статистическая отчетность о реализации ПНП «Образование».
Объекты контрольного мероприятия
Отдел образования администрации Грачевского муниципального района (далее – отдел образования), муниципальные образовательные учреждения средние общеобразовательные школы (далее – МОУ СОШ), муниципальные дошкольные образовательные учреждения «Детский сад» (далее - МДОУ).
Проверяемый период деятельности: 2010 год и истекший период 2011 года.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 28 апреля 2011 года.
Отдел образования представил в Счетную палату Ставропольского края возражения на акт проверки, которые были частичной учтены при написании отчета.
Выводы
В ходе проведения проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2010 году и истекшем периоде 2011 года бюджету Грачевского района на реализацию ПНП «Образование», установлено следующее:
1. В Грачевском районе на отрасль «Образование» ежегодно выделяются значительные средства: в 2010 году - 184 931,2 тыс. рублей или 37,5% от общей суммы расходов бюджета района, на 2011 год расходы предусмотрены в сумме 200 708,7 тыс. рублей или составил 37,8% от общей суммы расходов бюджета района (стр. 5 отчета).
2. Расходы на реализацию ПНП «Образование» в Грачевском районе за 2010 и истекший период 2011 года составили 12 454,7 тыс. рублей, в том числе в 2010 году сложились в сумме 9 912,1 тыс. рублей, что составило 92,1% от уточненных плановых назначений, 5,4% от всех расходов на «Образование» и на 2,5% превысило объем расходов 2009 года (стр. 6 отчета).
В 2011 году расходы по реализации ПНП «Образование» предполагаются в сумме 10 640,2 тыс. рублей, что на 728,1 тыс. рублей превышает уровень 2010 года и составляет 5,3% от всех расходов на «Образование». Кассовое исполнение на 01.05.2011 составило 2 542,6 тыс. рублей или 23,9% от уточненных годовых назначений (стр. 6 отчета).
3. Органами местного самоуправления и отделом образования не обеспечена на достаточном уровне эффективность использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов в системе общего образования за счет снижения объема расходов районного бюджета на общее образование по сравнению с 2009 годом объема расходов отдела образования на общее образование в 2010 году на 16,2% и в 2011 году на 19,3%, отсутствием средств на бюджетные инвестиции, снижением удельного веса расходов на оплату труда с начислениями на оплату труда в общей сумме расходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 0,7% и ростом в 2011 году – на 0,8%. (стр. 6 отчета).
4. Органами местного самоуправления и отделом образования не обеспечено эффективное использование материально-технических и финансовых ресурсов в системе дошкольного образования Грачевского муниципального района за счет снижения расходов на дошкольное образование по сравнению с 2009 годом в 2010 году на 0,7%, а в 2011 году прироста на 13,8%, при этом отсутствуют расходы на бюджетные инвестиции. Расходы по увеличению стоимости основных средств по сравнению с 2009 годом сократились в 2010 году на 47,7%, в 2011 году – на 62,7%, их удельный вес в общей сумме расходов снизился с 1,9% до 1,0% в 2010 году и до 0,6% в 2011 году. Только расходы по оплате труда с начислениями увеличились в 2010 году на 1,7%, на 2011 год запланирован прирост на 18,0%. (стр. 6 отчета).
5. Несмотря на положительные результаты для отрасли «Образование», достигнутые в ходе реализации ПНП «Образование», в Грачевском районе остаются острыми вопросы:
- уровня оплаты труда в сфере образования, поскольку среднемесячная заработная плата работника образования отставала от среднемесячной заработной платы одного работающего в целом по району в 2009 году на 1 992 рубля или на 19,8%, в 2010 году – на 2 467,7 рубля (23,7%), в истекшем периоде 2011 года – на 2 558,0 рублей (24,3%). Среднемесячная заработная плата классных руководителей превышает среднюю по отрасли «Образование», но ниже средней по району в 2009 году на 620 рублей (6,2%), в 2010 году – на 1 624 рубля (15,6%), в истекшем периоде 2011 года – на 1 680 рублей (15,9%). Оплата труда воспитателей МДОУ сложилась ниже средней по отрасли «Образование» и значительно отстает от среднемесячной одного работающего в целом по району в 2009 году – на 3 241,1 рубля (32,2%), в 2010 году – на 2 962,3 рубля (28,5%) (стр. 11, 15 отчета);
- состояния материально-технической базы образовательных учреждений в связи с тем, что из 10 МОУ СОШ 3 построены и введены в эксплуатацию более 50 лет назад, 7 школ - около 30 лет назад, в том числе часть зданий трех школ признаны аварийными. Из 14 МДОУ, функционирующих в районе, 4 имеют здания, эксплуатирующиеся более 30 лет, в том числе одно аварийное. Общая оснащенность школ района мебелью составляет 47,8%, то есть 63,6% мебели, используемой в МОУ СОШ района, имеет срок эксплуатации более 20 лет, 24% мебели - со сроком эксплуатации от 5 до 20 лет и только 12,4% мебели - со сроком эксплуатации менее 5 лет. Средний износ столового оборудования в общеобразовательных учреждениях составляет 76% (стр. 18, 24 отчета);
- размещения детей в детских дошкольных учреждения. Охват детей МДОУ за последние годы снижается в связи с тем, что численность детей дошкольного возраста увеличивается быстрее, чем осуществляется их размещение в МДОУ. Общая очередность на устройство ребенка в МДОУ на 20.05.2011 составляла 455 детей, в том числе в возрасте от 1,6 года до 7 лет – 281 человек (стр. 8 отчета).
Таким образом, требуется осуществить большой объем работ по ремонту и реконструкции зданий, оснащению образовательных учреждений новой современной мебелью и оборудованием, открытию дополнительных мест в МДОУ, что потребует значительного объема средств (стр. 18, 24 отчета).
6. Министерством образования Ставропольского края и отделом образования района не разработаны единые параметры для реализации ПНП «Образование», не определены целевые индикаторы и критерии оценки эффективности реализации для определения степени достижения поставленных целей и задач проекта и их соответствия приоритетам, что не позволяет оценить степень соответствия реализуемых мероприятий ПНП «Образование» социально-экономическим приоритетам Российской Федерации, Ставропольского края и Грачевского района (стр. 27 отчета).
7. Министерством образования Ставропольского края не установлен единый размер ставки заработной платы педагогических работников образовательных учреждений для расчета компенсации затрат родителей (законных представителей), осуществляющих воспитание и обучение ребенка-инвалида на дому, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства СК № 84-п (стр. 4 отчета).
8. Порядок выплаты денежного вознаграждения на 2010 год утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 17.03.2010 № 78-п, тогда как пунктом 1 Плана мероприятий по реализации Закона СК «О бюджете СК на 2010 год», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.01.2010 № 5-п, проект указанного Порядка должен был быть подготовлен минобразования СК и представлен на утверждение Правительства Ставропольского края в январе 2010 года. Поздние сроки принятия Порядка выплаты денежного вознаграждения на 2010 год привели к задержкам в финансировании расходов из федерального бюджета, задержкам выплат педагогическим работникам и образованию кредиторской задолженности по расходам на выплату вознаграждения, уплате налогов и страховых отчислений в сумме 465,8 тыс. рублей (стр. 15 отчета).
9. Органами местного самоуправления Грачевского района не приняты муниципальные нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления переданных им государственных полномочий по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому, в частности не разработано положение об оплате труда педагогических работников и компенсации затрат родителей (законных представителей) при осуществлении воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, применительно к постановлению Правительства СК № 84-п (стр. 4 отчета).
10. Постановление администрации Грачевского муниципального района от 29.04.2011 № 137 о наделении отдела образования полномочиями по выплате компенсации части родительской платы издано спустя почти 4 года после наделения Законом СК № 35-кз органов местного самоуправления Грачевского района полномочиями по выплате компенсации части родительской платы (стр. 4 отчета).
11. В ходе проверки выявлены факты использования бюджетных средств с нарушением принципа результативности и эффективности, установленного статьей 34 БК РФ, в общей сумме 2 283,9 тыс. рублей, в том числе средств бюджета Ставропольского края - 1 160,3 тыс. рублей:
а) при реализации ПНП «Образование» в сумме 1 151,4 тыс. рублей в результате:
- неиспользования с постоянной и полной загрузкой оборудования и программного обеспечения, полученного для организации ДО детей-инвалидов, на сумму 901,8 тыс. рублей (стр. 14 отчета);
- неиспользования МОУ СОШ района на протяжении 4-5 лет в учебном процессе учебного оборудования на сумму 107,2 тыс. рублей и учебно-наглядного материала на сумму 29,5 тыс. рублей (стр. 23 отчета);
- нарушения пункта 2 Порядка № 78-п, выразившегося в необоснованной выплате денежного вознаграждения за классное руководство в общей сумме 19,8 тыс. рублей, в том числе 35 педагогическим работникам 10 школ района за июнь-август 2010 года, когда они фактически не исполняли функции классных руководителей, в сумме 18,9 тыс. рублей и выплат лицам, не являющимся классными руководителями, в сумме 0,9 тыс. рублей (стр. 17 отчета);
- начисления денежного вознаграждения классным руководителям, исходя из неверного количества учащихся в классе, повлекшего нарушение статьи 1 постановления Правительства СК № 78-п и переплату денежных средств 3 классным руководителям на общую сумму 2,1 тыс. рублей (стр. 17 отчета);
- переплаты денежного вознаграждения за классное руководство в 2010 году 3 классным руководителям МОУ СОШ на общую сумму 3,3 тыс. рублей, в том числе 1,3 тыс. рублей в связи с неправильным исчислением среднего заработка для оплаты отпускных за 2010 (стр. 17 отчета);
- нарушения части 1 статьи 52.2 Закона РФ «Об образовании» и статьи 26 Закона СК «Об образовании», выразившегося в неправомерной выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении в сумме 50,4 тыс. рублей, в том числе 8,3 тыс. рублей за счет выплаты компенсации родительской платы лицам, не являющимся родителями или законными представителями (опекунами) (стр. 20 отчета);
- нарушения статьи 2 Закона СК № 3-кз, в виде переплаты денежных средств на содержание ребенка опекунам на 01.01.2011 в сумме 19,4 тыс. рублей, на 01.05.2011 - в сумме 17,9 тыс. рублей (стр. 22 отчета);
б) при расходах на иные цели в сумме 1 132,5 тыс. рублей, в том числе за счет:
- нарушения положений пункта 13 постановления Правительства СК № 84-п, Положения об оплате труда работников МДОУ № 7, повлекшего необоснованное начисление оплаты труда и компенсации затрат родителей на осуществление воспитания и обучения детей-инвалидов на дому за 2010 год на сумму 6,9 тыс. рублей и за истекший период 2011 года - на 2,0 тыс. рублей (стр. 9 отчета);
- оплаты в 2009 и 2008 годах заключений, выданных специализированной организацией по обследованию аварийных МОУ СОШ и проектно - сметной документации на выполнение противоаварийных работ, на общую сумму 1 123,6 тыс. рублей, срок действия которых истек в 2009 году (средства местного бюджета) (стр. 25 отчета).
12. В нарушение статьи 162 БК РФ отделом образования по состоянию на 01.01.2011 допущено образование кредиторской задолженности в сумме 2,5 тыс. рублей по выплате компенсации части родительской платы при наличии остатков неиспользованных средств на конец 2010 года в сумме 357,8 тыс. рублей (стр. 7 отчета).
13. В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности.
13.1. В нарушение пункта 7 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2008 № 128н в годовой отчетности отдела образования за 2010 год не отражена дебиторская и кредиторская задолженность по выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в сумме, соответственно 3,3 тыс. рублей и 2,5 тыс. рублей, что свидетельствует о недостоверности годовой бюджетной отчетности отдела образования за 2010 год (стр. 7 отчета).
13.2. В нарушение положений Приложения 1 «Корреспонденция счетов бюджетного учета» к Инструкции по бюджетному учету и пункта 199 Инструкции по бюджетному учету, бухгалтерские записи по учету операций по оплате труда воспитателей, обучающих детей-инвалидов на дому, в 2010 году в сумме 8,1 тыс. рублей и в 2011 году в сумме 3,5 тыс. рублей отражены по статье КОСГУ 226, тогда как следовало по статье КОСГУ 211 (стр. 9 отчета).
13.3. В нарушение пункта 4 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ в актах о приеме-передаче МОУ СОШ № 1 и 3 отражены 8 единиц программного обеспечения на общую сумму 28,3 тыс. рублей, фактически неполученные от Центра ДО, в том числе к бюджетному учету приняты и на забалансовых счетах отражены 7 единиц программного обеспечения на общую сумму 26,3 тыс. рублей, фактически неполученные от Центра ДО, что свидетельствует о недостоверности бюджетного учета (стр. 12 отчета).
13.4. В нарушение пункта 4 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ отделом образования допущены факты неверного указания реквизитов получателей в реестрах к платежным поручениям на перечисление компенсации части родительской платы, что привело к возвратам средств на лицевые счета МДОУ в 2010 году на общую сумму 18,0 тыс. рублей (1,0% от суммы выплат за год), за истекший период 2011 года – 3,6 тыс. рублей (0,6% от суммы выплат) (стр. 21 отчета).
13.5. В нарушение пункта 78 Инструкции по бюджетному учету расходы по дооборудованию 8 автобусов сертифицированными ремнями безопасности в 2010 году в сумме 420,0 тыс. рублей числятся на счете 106 «Капитальные вложения в основные средства» и не отражены на счете 101 «Увеличение стоимости основных средств» (стр. 26 отчета).
13.6. В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в трех МОУ СОШ Грачевского района автобусы поставлены на бюджетный учет с неверным отнесением к амортизационной группе, в результате чего произошло завышение срока полезного использования автобусов на 3 и 23 года (стр. 26 отчета).
14. Министерством образования Ставропольского края допущены факты неритмичного финансирования, а отделом образования - неэффективного планирования бюджетных расходов, что не позволило обеспечить эффективное распоряжение денежными средствами, что подтверждается:
- образованием остатков недоиспользованных средств субвенции на обучение детей-инвалидов на дому по состоянию на 01.01.2011 в сумме 16,4 тыс. рублей (33,8% от выделенного финансирования), которые в марте 2011 года возвращены в доход краевого бюджета (стр. 9 отчета);
- низким уровнем исполнения назначений по субвенции на воспитание и обучение детей-инвалидов, выделенной из краевого бюджета на 2011 год в сумме 197,2 тыс. рублей и освоенной по состоянию на 01.05.2011 в сумме 7,7 тыс. рублей или на 3,9% от годового плана (стр. 8 отчета);
- образованием остатка недоиспользованных средств субвенции на выплату вознаграждения за классное руководство по состоянию на 01.01.2011 в сумме 488,2 тыс. рублей после увеличения министерством образования Ставропольского края без необходимости плановых назначений на указанные цели на 285,0 тыс. рублей и финансированием без учета фактической потребности в указанных средствах, что привело к возврату средств в доход краевого бюджета в 2011 году (стр. 16 отчета);
- образованием остатка недоиспользованных средств субвенции на выплату компенсации части родительской платы по состоянию на 01.01.2011 в сумме 357,8 тыс. рублей после финансирования министерством образования Ставропольского края расходов района по выплате компенсации в декабре 2010 года в сумме 352,2 тыс. рублей, превысившей заявку на финансирование в 3,3 раза, и возвратом средств в доход краевого бюджета в 2011 году (стр. 19 отчета);
- образованием ежемесячных остатков на лицевых счетах недоиспользованных средств субвенции из краевого бюджета на выплату вознаграждения за классное руководство в 2010 году в суммах от 20,1 до 761,6 тыс. рублей и в 2011 году в суммах от 38,1 до 87,1 тыс. рублей, компенсации части родительской платы в 2010 году в суммах от 8,2 до 258,8 тыс. рублей, в 2011 году в суммах от 41,3 до 172,2 тыс. рублей (стр. 16 отчета).
15. Проверкой установлены факты ненадлежащего исполнения отделом образования переданных отдельных государственных полномочий Ставропольского края из-за:
- нарушений сроков выплаты компенсации затрат родителей и оплаты труда воспитателей детей-инвалидов в 2010 году на 1-3 месяца в 14 случаях на
общую сумму 9,2 тыс. рублей (28,7% общей суммы за год) и в 2011 году в двух случаях на сумму 7,7 тыс. рублей при наличии денежных средств на лицевом счете в суммах, достаточных для выплаты, что повлекло нарушение пункта 14 постановления Правительства СК № 84-п (стр. 10 отчета);
- отсутствия финансирования из краевого бюджета в январе-феврале 2010 года на выплату вознаграждения за классное руководство, что привело к образованию кредиторской задолженности в сумме 465,8 тыс. рублей (стр. 15 отчета);
- выплаты денежного вознаграждения за классное руководство не одновременно с выплатой заработной платы педагогическим работникам, а с задержками в 2010 году до 9 дней, в 2011 году – до 20 дней, что не согласуется с рекомендациями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.04.2006 г. № АФ-100/03)(стр. 17 отчета);
- выплаты компенсации части родительской платы в 2010 с нарушением установленного срока в 8 случаях на 10-54 дня в сумме 219,5 тыс. рублей и в 2011 году в 8 случаях на 18-31 день в сумме 120,8 тыс. рублей, что повлекло нарушение пункта 4 Порядка обращения за компенсацией (стр. 20 отчета);
- нарушения установленных сроков выплаты денежных средств на содержание ребенка опекунам в 2010 в 3 случаях на общую сумму 731,0 тыс. рублей от 2 дней до 25 дней, что повлекло нарушение пункта 1 статьи 4 Закона СК № 3-кз (стр. 22 отчета).
15. Отделом образования в нарушение норм статей 34, 37, 43 Федерального закона № 131-ФЗ неправомерно издан приказ об установлении в 2010 году выплаты воспитателям муниципальных дошкольных образовательных учреждений ввиду отсутствия у него полномочий органов местного самоуправления, что привело к необоснованным выплатам указанных средств на общую сумму 1 274,7 тыс. рублей (стр. 10 отчета).
16. В нарушение положений пункта 13 постановления Правительства СК № 84-п в сумму компенсации затрат родителей на обучение детей-инвалидов необоснованно включены доплаты за работу в сельской местности (25% от ставки заработной платы) и за обучение на дому детей-инвалидов (20% от ставки заработной платы), что повлекло излишнее начисление компенсации за 2010 год в общей сумме 3,8 тыс. рублей (с учетом страховых отчислений – 4,8 тыс. рублей), и за истекший период 2011 года - 0,7 тыс. рублей (с учетом страховых отчислений 1,0 тыс. рублей) (стр. 9 отчета).
17. В нарушение Положения по оплате труда работников МДОУ № 7 оплата воспитателям за воспитание и обучение ребенка-инвалида производилась из расчета завышенной ставки заработной платы с доплатой за обучение на дому детей-инвалидов, что повлекло излишнее начисление оплаты воспитателям за 2010 год 1,7 тыс. рублей (с учетом страховых отчислений - 2,1 тыс. рублей), за 2011 год – 0,8 тыс. рублей (с учетом страховых отчислений - 1,0 тыс. рублей) (стр. 9 отчета).
18. В ходе проверки организации дистанционного образования детей-инвалидов установлено следующее:
18.1. Центром ДО в комплект программно-технических средств для рабочих мест сетевых педагогов не включены 4 программных обеспечения, предусмотренные пунктами 1.3.2 и 1.3.4 Требований на общую сумму 10,0 тыс. рублей, в связи с чем комплектация рабочих мест сетевых преподавателей не соответствует Требованиям (стр. 12 отчета).
18.2. Центром ДО недопоставлено 4 программных обеспечения на сумму 9,3 тыс. рублей в МОУ СОШ Грачевского района, в результате этого 1 рабочее место ребенка-инвалида и 2 рабочих места сетевых педагогов остаются недоукомплектованными до необходимого стандартного набора (стр. 12 отчета).
18.3. МОУ СОШ № 1 и 3 Грачевского района не обеспечили своевременное и в полном объеме предоставление документов, установленных постановлением Правительства СК № 84-п и Положением об организации ДО (стр. 12 отчета).
18.4. МОУ СОШ № 1 и 3 Грачевского района не заключили договоры с ОАО «ЮТК» на услуги доступа в Интернет рабочих мест сетевых педагогов, как было рекомендовано письмом ГОУ ДПО «Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования» от 14.03.2011 № 238/01-23 (стр. 13 отчета).
18.5. МОУ СОШ Грачевского района заключили договоры с ООО «Синтерра-Юг» на обеспечение выхода в Интернет для 3 детей-инвалидов 30.05.2011, то есть после окончания учебного года (стр. 13 отчета).
18.6. ООО «Синтера-Юг» и ОАО «ЮТК» (ОАО «Ростелеком) не обеспечили МОУ СОШ Грачевского района, участвующие в ДО, постоянными и качественными услугами доступа в Интернет на рабочих местах сетевых педагогов и обучающихся в течение 2010 – 2011 учебного года (стр. 13 отчета).
18.7. В соответствии с приказом минобразования СК от 22.02.2011 № 105-пр руководителями МОУ СОШ № 1 и 3 предоставлялась информация о ходе реализации ДО. Однако в ней не акцентировано внимание на вопросы недопоставки программно-технических средств, необеспечения ООО «Синтерра-Юг» постоянного и качественного доступа в Интернет, что не позволяло использовать полученное оборудование для организации ДО на надлежащем уровне (стр. 14 отчета).
18.8. Согласно информации министерства образования Ставропольского края о ходе реализации мероприятий ПНП «Образование» за 4 квартал 2010 года, представленной Счетной палате Ставропольского края письмом от 11.02.2011 № 01-54/0830, в 2010 году в крае созданы условия для 250 детей-инвалидов (в том числе для 4 детей-инвалидов Грачевского района для получения ДО. Однако проверка показала, что по МОУ Грачевского района данный факт не соответствует действительности (стр. 14 отчета).
19. Проверкой начисленных к выплате и фактически выплаченных за 2010 год сумм вознаграждений за классное руководство установлена недоплата средств 8 классным руководителям МОУ СОШ на общую сумму 5,7 тыс. рублей. Одной из причин вышеуказанных нарушений явилось отсутствие систематического контроля отдела образования за фактическими выплатами денежного вознаграждения педагогическим работникам (стр. 17 отчета).
20. Проверкой расчетов по выплатам вознаграждения за классное руководство и начислений на них за 2010 год установлены факты недоплат во внебюджетные фонды в 3 школах района на общую сумму 0,9 тыс. рублей, а также переплат во внебюджетные фонды в 5 школах района на общую сумму 9,0 тыс. рублей (стр. 17 отчета).
21. В нарушение статьи 57 ТК РФ в трудовых договорах 14 педагогических работников МОУ СОШ, получавших в проверяемом периоде денежное вознаграждение за классное руководство, отсутствуют условия о выплате денежного вознаграждения (стр. 17 отчета).
22. В МОУ СОШ № 6 и его филиале с. Новоспицевка до настоящего времени не приняты меры по устранению несоответствий АРМ требованиям Приказа № 176/85, выявленных в 2007 году (стр. 23 отчета).
23. Предрейсовые медицинские осмотры водителей школьных автобусов осуществляются в медицинских кабинетах школ, лицензирование которых не осуществлено в установленном порядке, медицинским персоналом, не имеющим соответствующих сертификатов на право проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей (стр. 26 отчета).
24. Проверкой использования средств на реализацию мероприятий по улучшению демографической ситуации установлено следующее:
- в нарушение части 1 статьи 52.2 Закона РФ «Об образовании» и статьи 26 Закона СК «Об образовании», отделом образования недоначислены денежные средства по компенсации части родительской платы в общей сумме 30,5 тыс. рублей (стр. 20 отчета);
- в нарушение пункта 3 Порядка обращения за компенсацией в материалах, приложенных к заявлениям на компенсацию родительской платы, отсутствуют оригиналы справок с места жительства (о составе семьи) у 5 родителей и копии свидетельства о рождении детей у 9 родителей (стр. 20 отчета);
- в нарушение пункта 4 статьи 3 Закона СК № 3-кз в делах на 4 опекаемых отсутствуют оригиналы справок с места жительства ребенка, находящегося под опекой (попечительством), подтверждающих его совместное проживание с опекуном (стр. 22 отчета);
- в нарушение пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» все заявления на компенсацию части родительской платы, принятые образовательными учреждениями, а также заявления от 13 опекунов, поданные для выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну, не зарегистрированы в течение 3 дней с момента поступления (стр. 22 отчета);
- в нарушение статей 2, 3, 5 Закона СК № 3-кз отделом образования несвоевременно учтены обстоятельства, влекущие за собой прекращение выплат, допущены неправильные арифметические подсчеты и не проиндексированы размеры выплат в 2011 году, в результате чего образовались недоплаты опекунам на содержание ребенка на общую сумму 62,0 тыс. рублей (стр. 22 отчета).
25. В ходе проверки состояния внутреннего финансового контроля в отделе образования установлено, что отделом образования недостаточно внимания уделялось осуществлению мониторинга хода реализации и результатов выполнения мероприятий ПНП «Образование», контролю за использованием средств бюджета на ПНП «Образование» (стр. 27 отчета).
Предложения
1. Направить отчет о результатах проверки Губернатору Ставропольского края, в Думу Ставропольского края.
2. Счетная палата Ставропольского края считает целесообразным рекомендовать Правительству Ставропольского края:
- оформлять отдельным приложением к закону о бюджете перечень направлений ПНП «Образование», предлагаемых к финансированию в очередном финансовом году, с указанием объемов бюджетных средств на реализацию каждого их них с целью повышения прозрачности и информативности расходов краевого бюджета на реализацию ПНП «Образование»;
- внести уточнения в методику определения размера субвенции муниципальным образованиям Ставропольского края по выплате вознаграждения за классное руководство, утвержденную Законом СК № 54-кз, в части определения даты, на которую принимается число педагогических работников, получающих вознаграждение, с целью обеспечения эффективного управления средствами бюджета края.
3. Направить представления Счетной палаты Ставропольского края в министерство образования Ставропольского края, администрацию Грачевского муниципального района с целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, а также недопущения их в дальнейшем.
Предложить министерству образования Ставропольского края принять меры к доукомплектованию рабочих мест сетевых педагогов и обучающихся детей-инвалидов Грачевского района недостающими программно-техническими средствами для осуществления дистанционного образования.
Рекомендовать министерству образования Ставропольского края и администрации Грачевского муниципального района усилить работу по привлечению средств из бюджетов других уровней в Грачевский район на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение мебелью и оборудованием учреждений образования, а также принятию необходимых мер по включению аварийных образовательных учреждений района в перечень объектов, финансируемых в рамках федеральных и региональных программ.
Аудитор Счетной палаты
Ставропольского края Т.Б. Павлова