Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения бюджетного законодательства, порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному образованию Грачевский сельсовет Грачевского района из бюджета Ставропольского края в 2010 году»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
А.А. Колесников
29 декабря 2011 г.
ОТЧЕТ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения бюджетного законодательства, порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному образованию Грачевский сельсовет Грачевского района из бюджета Ставропольского края в 2010 году»
Основание для проведения контрольного мероприятия
План работы Счетной палаты Ставропольского края на 2011 год и распоряжение председателя Счетной палаты Ставропольского края от 05.12.2011 № 38.
Цель контрольного мероприятия
Проверка соблюдения бюджетного законодательства, порядка и условий предоставления, эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному образованию Грачевский сельсовет Грачевского района (далее – Грачевский сельсовет, муниципальное образование, поселение) из бюджета Ставропольского края в 2010 году, выработка предложений по увеличению доходов бюджета Грачевского сельсовета и совершенствованию межбюджетных отношений, а также по оптимизации и повышению результативности расходов бюджета Грачевского сельсовета.
Предмет контрольного мероприятия
Деятельность администрации Грачевского сельсовета в 2010 году по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и Ставропольского края в части формирования и исполнения местного бюджета, межбюджетных отношений и использования средств, выделенных из бюджета Ставропольского края; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами поселения; документация о размещении заказов; муниципальные контракты, договоры, платежные и иные первичные документы, подтверждающие совершение операций со средствами бюджета поселения; финансовая (бухгалтерская) и статистическая отчетность и другие документы поселения.
Объект контрольного мероприятия
Администрация Грачевского сельсовета.
Проверяемый период деятельности: 2010 год.
Выводы
1. Анализ итогов реализации Программы социально-экономического развития Грачевского сельсовета на 2007 – 2010 годы показывает, что ряд запланированных в вышеуказанной Программе мероприятий не реализованы или реализованы не в полном объеме. Кроме того, поступления в бюджет Грачевского сельсовета налоговых и неналоговых доходов за 2010 год ниже, чем за 2009 год на 166,0 тыс. рублей или на 2%, что свидетельствует об отсутствии тенденции укрепления финансовых основ муниципального образования.
Администрации Грачевского сельсовета необходимо сосредоточить усилия на реализации основных направлений социально-экономического развития поселения в последующие годы, наметить конкретные меры по улучшению ситуации в отстающих отраслях хозяйственного комплекса, снижению уровня фактической безработицы на территории муниципального образования, увеличению поступлений собственных доходов в местный бюджет (стр. 5 отчета).
2. В результате признания администрацией Грачевского сельсовета 3 многоквартирных домов аварийными после 1 января 2010 года, указанные жилые дома не были включены в адресные списки краевых адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья, что, в свою очередь, не позволило получить средства на строительство жилого дома в с. Грачевке для расселения граждан. Учитывая, что проблема аварийности вышеуказанных домов существовала с 2008 года, у администрации поселения имелась возможность для своевременного признания домов аварийными. Данный факт свидетельствует о ненадлежащей работе администрации Грачевского сельсовета в части принятия мер по переселению граждан из аварийного жилья (стр. 4 отчета).
3. Основным направлением бюджетной политики Ставропольского края на 2010 год являлось повышение эффективности расходования бюджетных средств. Однако проверкой установлено, что в нарушение статьи 34 БК РФ бюджетные средства в общей сумме 1 125,1 тыс. рублей, в том числе средства краевого бюджета - 510,8 тыс. рублей, использовались неэффективно за счет:
- необоснованной оплаты за фактически невыполненные работы и непоставленные материалы МУП «Октябрьское» по муниципальным контрактам от 15.11.2010 № 140 и от 08.08.2007 № 36 на общую сумму 280,6 тыс. рублей (средства краевого бюджета – 262,2 тыс. рублей) в результате нарушения пункта 1 статьи 720 ГК РФ (стр. 22, 24 отчета);
- оплаты некачественно выполненных работ по устройству спортивного покрытия вокруг футбольного поля, а также площадок для игры в волейбол, баскетбол (муниципальный контракт от 08.08.2007 № 36), расчетная стоимость которых составляет 209,5 тыс. рублей (средства краевого бюджета) (стр. 23 отчета);
- необоснованной уплаты в бюджет в 2010 году администрацией с. Грачевка налога на имущество организации в сумме 1,2 тыс. рублей с завышенной на 65,4 тыс. рублей остаточной стоимости объектов основных средств (стр. 30 отчета);
- нарушения пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, повлекшего необоснованные социальные выплаты на приобретение жилья семье Нестеренко в общей сумме 391,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 39,1 тыс. рублей (стр. 21 отчета);
- нарушения статьи 136 БК РФ и пунктов 2 и 5 Нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, утвержденных Постановлением № 163-п, повлекшего неправомерную индексацию должностных окладов муниципальных служащих с января 2010 года на 9,0% на сумму 242,8 тыс. рублей (стр. 29 отчета).
4. Анализом принятых нормативных актов органов местного самоуправления Грачевского сельсовета по вопросам организации и реализации бюджетного процесса выявлено:
- к проверке не представлено соглашение о передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек поселения (стр. 6 отчета);
- из-за недостаточности средств в бюджете на 2010 год не производилось финансирование 8 вопросов местного значения. Вместе с тем, те вопросы местного значения, которые были обеспечены финансированием, решались не в полном объеме по причине низкого освоения средств, что стало причиной образования на лицевых счетах Грачевского сельсовета значительных остатков недоиспользованных средств местного бюджета (стр. 6 отчета);
- в нарушение статьи 142.3 БК РФ в расходной части бюджета на 2010 год, утвержденного решением Совета депутатов «О бюджете на 2010 год», субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера на сумму 6 474,1 тыс. рублей отражены как «субвенции» бюджету Грачевского района (стр. 8 отчета);
- в нарушение статьи 220.1 БК РФ в статье 27 Устава поселения указано на право главы муниципального образования открывать и закрывать расчетные счета в банковских учреждениях (стр. 6 отчета);
- статьей 22 Устава поселения определено, что представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, однако соответствующих документов, подтверждающих государственную регистрацию Совета депутатов в качестве юридического лица, к проверке не представлено (стр. 6 отчета);
- в нарушение статьи 36 БК РФ в Положении о бюджетном процессе не отражена норма об обязательном опубликовании в средствах массовой информации отчетов об исполнении бюджета (стр. 7 отчета);
- в нарушение пункта 1 статьи 179 БК РФ муниципальная целевая программа по обеспечению жильем молодых семей на территории Грачевского сельсовета в 2008 – 2010 годах утверждена решением Совета депутатов, а не постановлением администрации муниципального образования (стр. 7 отчета);
- в нарушение статьи 219.1 БК РФ и подпункта 2.2 пункта 2 раздела 2 Положения о бюджетном процессе бюджетная роспись местного бюджета на 2010 год утверждена не администрацией, а Советом депутатов поселения. При этом произведено утверждение бюджетной росписи доходов местного бюджета с поквартальной разбивкой, несмотря на то, что бюджетным законодательством составление бюджетной росписи по доходам не предусматривается (в соответствии со статьей 6 БК РФ бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется в целях исполнения бюджета по расходам). Аналогичным образом утверждалась и бюджетная роспись доходов с поквартальной разбивкой в решении Совета депутатов «О бюджете на 2010 год» (стр. 7 отчета);
- основные направления бюджетной и налоговой политики Грачевского сельсовета при составлении проекта местного бюджета на 2010 год не использовались и были формально утверждены распоряжением администрации поселения от 30.12.2009 № 136-р, то есть после утверждения соответствующего решения о бюджете (стр. 7 отчета);
- несмотря на то, что составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, прогноз социально-экономического развития Грачевского сельсовета на 2010 год, в нарушение статьи 173 БК РФ, не разрабатывался (стр. 7 отчета);
- в нарушение норм БК РФ в Грачевском сельсовете в 2010 году не разработаны и не утверждены 11 нормативно - правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения (Порядок ведения реестра расходных обязательств, Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и иные) (стр. 7 отчета);
- в нарушение статей 184.1, 110.1 БК РФ, а также подпункта 6.2 пункта 6 раздела 2 Положения о бюджетном процессе в решении Совета депутатов «О бюджете на 2010 год» не утверждены показатели Программы муниципальных внутренних заимствований, верхний предел муниципального внутреннего долга, в том числе по муниципальным гарантиям (стр. 8 отчета);
- в нарушение статьи 62 БК РФ в решении Совета депутатов «О бюджете на 2010 год» норматив отчислений по доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, установлен в размере 100%, а не 50% (стр. 8 отчета);
- в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации в решении Совета депутатов «О бюджете на 2010 год» доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства учтены в составе безвозмездных поступлений, а не в составе неналоговых доходов (стр. 8 отчета);
- в нарушение пункта 4 статьи 21 БК РФ в решении Совета депутатов «О бюджете на 2010 год» выделение муниципальных целевых программ Грачевского сельсовета путем присвоения уникальных кодов целевых статей и (или) видов расходов не производилось (стр. 8 отчета);
- в нарушение пункта 3 статьи 184.1 БК РФ в решении Совета депутатов «О бюджете на 2010 год», в Положении о бюджетном процессе и в отчете об исполнении бюджета за 2010 год (до внесения в него изменений в октябре 2011 года) используется понятие «функциональной классификации расходов», утратившее силу с 1 января 2008 года (стр. 8 отчета);
- в нарушение пункта 2 статьи 5 БК РФ и пункта 9 раздела 2 Положения о бюджетном процессе решение Совета депутатов «О бюджете на 2010 год» опубликовано в газете «Вперед» более чем через 10 дней после его утверждения (стр. 8 отчета);
- в 2010 году в показателях по доходам и расходам бюджета Грачевского сельсовета отсутствовала стабильность принятых плановых назначений, вследствие чего в решение о местном бюджете и в показатели бюджетной росписи вносилось значительное число изменений. Всего за 2010 год плановые назначения менялись 233 раза (в среднем 19 раз в месяц при среднемесячном количестве рабочих дней в 2010 году – 21 день) на общую сумму 43 833,8 тыс. рублей, что указывает на низкий уровень планирования показателей местного бюджета со стороны Грачевского сельсовета (стр. 9 отчета).
5. Проверкой правильности планирования и полноты мобилизации доходов в бюджет поселения установлено отсутствие методики прогнозирования доходов и планов использования земельных участков и муниципального имущества, в результате чего:
- фактическое исполнение по налоговым доходам сложилось в сумме 7 433,4 тыс. рублей или 110,9% от бюджетных назначений. Значительное перевыполнение утвержденных назначений достигнуто по земельному налогу (на 79%), налогу на доходы физических лиц (на 19%), единому сельскохозяйственному налогу (на 11,9%). Кроме того, в ходе исполнения бюджета не уточнялись поступления по прочим местным налогам и сборам, а также по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006, несмотря на то, что исполнение доходов по ним составило 5,7 тыс. рублей (стр. 9 отчета);
- исполнение по неналоговым доходам сложилось в сумме 844,6 тыс. рублей, что в 5,6 раза выше первоначальных назначений и в 2,4 раза – уточненных назначений. Перевыполнение плановых назначений по неналоговым доходам сложилось за счет доходов от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (перевыполнение уточненного плана – в 6,1 раза) и незапланированного поступления доходов от реализации земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в сумме 29,4 тыс. рублей (стр. 10 отчета).
6. Анализом исполнения доходной части бюджета Грачевского сельсовета выявлено:
- в доходную часть бюджета поселения за 2010 год поступило 55 637,1 тыс. рублей доходов, вследствие чего первоначальные плановые назначения перевыполнены в 4,1 раза, уточненные плановые назначения – на 2,2%. По сравнению с 2009 годом объем доходов увеличился на 29 829,3 тыс. рублей или в 2,2 раза, что объясняется значительным ростом безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (на 29 995,3 тыс. рублей или в 2,7 раза) (стр. 14 отчета);
- по сравнению с 2009 годом на 5,6% или на 76,9 тыс. рублей сократилась доля доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. При этом поступление данных доходов в 2010 году (несмотря на исполнение 2009 года – 106,3 тыс. рублей) вообще не планировалось (стр. 15 отчета);
- в нарушение статьи 20 БК РФ и Указаний о порядке применения бюджетной классификации пожертвования (благотворительная помощь) от различных юридических и физических лиц отражались в решении Совета депутатов «О бюджете на 2010 год» и в отчете об исполнении бюджета поселения за 2010 год как доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а не как прочие безвозмездные поступления в бюджеты поселений (стр. 15 отчета);
- поступление неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в бюджет Грачевского сельсовета в 2010 году происходило неритмично (стр. 16 отчета);
- наибольшая нагрузка по поступлению доходов в бюджет Грачевского сельсовета приходится на 4 квартал, когда поступает наибольшая доля всех видов доходов. Неравномерное поступление доходов в течение года сказывается на результативности и эффективности их использования, способствует образованию остатков средств на конец отчетного периода (стр. 16 отчета).
7. Анализом состояния расчетов с бюджетом по местным налогам и уровня их собираемости выявлено:
- в нарушение пункта 1 статьи 3 Закона РФ № 2003-1 в решении Совета депутатов «О налоге на имущество физических лиц» ставка налога при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения «свыше 500 000 рублей», установлена на уровне 0,3%, а не свыше 0,3% (стр. 17 отчета);
- в нарушение пункта 3 статьи 64 БК РФ без внесения изменений в решение Совета депутатов «О бюджете на 2010 год» в течение 2010 года в решение Совета депутатов «О налоге на имущество физических лиц» внесены изменения решением Совета депутатов поселения от 30.03.2010 № 286 (стр. 17 отчета);
- задолженность по уплате земельного налога, безнадежная к взысканию в бюджет поселения, в течение 2010 года увеличилась на 12,0 тыс. рублей (с 92,0 тыс. рублей до 104,0 тыс. рублей) (стр. 16 отчета);
- задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2010 год увеличилась на 265,0 тыс. рублей или на 36,5%, как и задолженность, безнадежная к взысканию в бюджет поселения – на 65,0 тыс. рублей или на 48,5% (стр. 17 отчета);
- в 2010 году фактическое поступление земельного налога и налога на имущество физических лиц были ниже начислений по ним, одной из причин которого явилась ненадлежащая работа администрации Грачевского сельсовета с налогоплательщиками (в 2010 году в администрации поселения не создавалась комиссия по работе с налогоплательщиками) (стр. 17 отчета).
8. Анализом исполнения расходной части бюджета Грачевского сельсовета выявлено:
- исполнение расходной части бюджета поселения за 2010 год сложилось в сумме 53 100,5 тыс. рублей или 92,5% к уточненному плану. При этом общая сумма недовыполнения плановых назначений по расходам за год составила 4 321,5 тыс. рублей, в том числе по расходам на социальное обеспечение населения – 1 480,7 тыс. рублей (стр. 18 отчета);
- общая сумма остатков недоиспользованных бюджетных средств увеличилась за 2010 год с 3 006,8 тыс. рублей до 5 543,5 тыс. рублей или в 1,8 раза. Кроме того, в течение 2010 года ежемесячные остатки недоиспользованных средств складывались в пределах от 937,0 тыс. рублей до 21 045,8 тыс. рублей. Указанные факты свидетельствуют о недостатках в организации бюджетного процесса и финансового менеджмента (стр. 18 отчета);
- возврат недоиспользованных на 01.01.2011 средств федерального бюджета в сумме 2 218,3 тыс. рублей был осуществлен в период с 8 по 16 февраля 2011 года, то есть с превышением установленного письмом минфина СК от 29.12.2010 № 06-09-47/5276 срока от 20 до 28 дней (стр. 18 отчета);
- в нарушение статьи 221 БК РФ, а также Общих требований к порядку ведения бюджетных смет, бюджетные назначения муниципального образования на 2010 год отражены в сметах доходов и расходов, а не в бюджетной смете (стр. 18 отчета);
- поселением в 2010 году необоснованно произведена оплата услуг связи опорного пункта участковых уполномоченных милиции отдела МВД России по Грачевскому району Ставропольского края, расположенному в здании МУК «Районный межпоселенческий Дом культуры», в сумме 3,0 тыс. рублей (стр. 19 отчета).
- в нарушение Федерального закона № 131-ФЗ поселением оказана благотворительная помощь на строительство Церкви Иверской Иконы Божьей Матери в сумме 50,0 тыс. рублей ранее, чем введена в действие законодательная норма, позволяющая осуществлять указанные расходы (стр. 19 отчета).
9. Анализом использования муниципального имущества и земельных ресурсов в Грачевском сельсовете выявлено:
- на балансе администрации Грачевского сельсовета числится здание гаража на две автомашины площадью 75 м2, которое однако не используется администрацией поселения в своей хозяйственной деятельности. Здание гаража расположено во дворе дома, принадлежащего на праве собственности нотариусу А.Д. Селихову. На момент проведения контрольного мероприятия в гараже размещены личные вещи А.Д Селихова (остатки строительных материалов, коробки, и пр.). Каких-либо документов, подтверждающих право муниципального образования на данный гараж, в ходе проведения контрольного мероприятия не представлено. До настоящего момента здание гаража в муниципальную собственность в установленном порядке не оформлено, вопрос с земельным участком под зданием гаража не урегулирован (стр. 10 отчета);
- в проверяемом периоде администрация Грачевского сельсовета неправомерно распоряжалась земельными участками в границах поселения, государственная собственность на которые не разграничена (стр. 11 отчета);
- в нарушение пункта 1 статьи 25 ЗК РФ, пункта 1 статьи 165, пункта 3 статьи 433 и пункта 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды земельного участка от 04.12.2009 б/н (арендатор – Кушнаренко В.Н., размер годовой арендной платы – 0,4 тыс. рублей), заключенный на срок 10 лет, не зарегистрирован в установленном порядке, что свидетельствует о ненадлежащем контроле администрации Грачевского сельсовета за государственной регистрацией договоров аренды земли. Необходимо отметить, что согласно пункту 3 статьи 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, другая сторона имеет право в судебном порядке потребовать совершения соответствующей регистрации (стр. 12 отчета);
- администрацией Грачевского сельсовета при заключении договоров аренды земельных участков применялись в основном обобщенные виды функционального и разрешенного использования, а именно – «для предпринимательской деятельности», «для производственной деятельности», которые не позволяют определить реальную цель использования такого земельного участка и, соответственно, определить необходимый размер арендной платы (стр. 12 отчета);
- при проведении визуального осмотра земельных участков на предмет соответствия вида разрешенного и фактического использования установлены несоответствия по 3 земельным участкам, предоставленным в аренду ЗАО «МСЗ «Кугультинский», ООО «Дизель», Фартушниковой Е.В. и Твердовой Е.Ф. (стр. 12 отчета);
- в нарушение Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков арендная плата по 8 договорам аренды занижена на 21,0 тыс. рублей вследствие проведения расчета ее размера исходя из вида функционального использования «Прочие земли населенных пунктов», а не «Земли под объектами торговли» (стр. 13 отчета);
- в нарушение Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков арендная плата по 4 договорам аренды земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, завышена на 2,0 тыс. рублей вследствие проведения расчета ее размера исходя из вида функционального использования «Прочие земли населенных пунктов», а не «Земли под домами индивидуальной жилой застройки» (стр. 13 отчета);
- в нарушение пункта 6 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков в 2010 году арендная плата за земельные участки не индексировалась (на 10%), вследствие чего объем упущенных доходов бюджета Грачевского сельсовета (рассчитанный по 85 договорам аренды) составил 86,3 тыс. рублей или 14,6% от общего объема доходов от предоставления земельных участков в аренду (стр. 13 отчета);
- претензионно-исковая деятельность администрации Грачевского сельсовета осуществлялась на недостаточном уровне, в результате чего задолженность по перечислению арендной платы за земельные участки в 2010 году выросла в 1,8 раза и на конец года сложилась в сумме 895,8 тыс. рублей. При этом задолженность основных неплательщиков арендной платы (ООО «Дизель», ООО «ЮгАгроСервис») за 2009 – 2010 годы составила 601,6 тыс. рублей (стр. 13 отчета);
- вследствие неверного расчета цены земельного участка завышена его выкупная стоимость в договоре купли-продажи от 09.12.2010 б/н на сумму 0,7 тыс. рублей (стр. 13 отчета);
- в результате бездействия администрации Грачевского сельсовета в части реализации или предоставления в аренду земельного участка площадью 387 м2, в доход бюджета Грачевского сельсовета не поступают ни арендная плата (3,1 тыс. рублей в год), ни земельный налог (0,9 тыс. рублей в год) (стр. 13 отчета);
- в нарушение части 5 пункта 1 статьи 12 Закона СК № 21-кз при отсутствии утвержденных Правил землепользования и застройки муниципального образования администрацией Грачевского сельсовета произведено бесплатное предоставление 4 земельных участков общей площадью 3,2 тыс. м2 в собственность граждан (стр. 14 отчета);
- в нарушение пунктов 6 – 7 Порядка ведения учета граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 30.08.2004 № 112-п, соответствующая Книга учета граждан администрацией Грачевского сельсовета не велась (стр. 14 отчета).
10. Проверкой целевого и эффективного использования субсидий, выделенных поселению для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, установлено:
- в нарушение пункта 14 Правил предоставления социальных выплат муниципальным образованием не разработан порядок предоставления молодой семье – участнице Подпрограммы - дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) одного ребенка (стр. 20 отчета);
- в нарушение пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ семья Нестеренко при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 18,3 м2, или больше учетной нормы на 0,3 м2, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (стр. 21 отчета).
11. Проверкой расходования средств, выделенных в 2010 году на строительство Спортивного центра, установлено:
- образование остатков средств, выделенных на строительство Спортивного центра, в сумме 2 262,2 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективном планировании расходов, связанных со строительством объекта (стр. 22 отчета);
- в результате отсутствия надлежащего контроля со стороны организации, осуществляющей технический надзор за производством работ, в ходе проверки выявлено, что работы на объекте Спортивный центр выполнены некачественно, не соответствуют требованиям свода правил по проектированию и строительству Российской Федерации 40-101-96 «Проектирование и монтаж трубопроводов из полипропилена «Рандом сополимер», строительным нормам и правилам 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», а также своду правил по проектированию и строительству СП 40-101-96 (стр. 23 отчета);
- в нарушение статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ администрацией Грачевского сельсовета не внесены соответствующие изменения в муниципальный контракт от 08.08.2007 № 36 о снижении цены контракта (стр. 23 отчета);
- в нарушение части 3 статьи 38 Федерального закона № 94-ФЗ муниципальный контракт от 15.11.2010 № 140 с МУП «Октябрьское» заключен на условиях, отличающихся от проекта муниципального контракта, являющегося приложением к документации об аукционе (стр. 23 отчета);
- в нарушение статьи 309 ГК РФ, части 5 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ МУП «Октябрьское» при исполнении работ в рамках муниципального контракта от 15.11.2010 № 140 произведена замена материалов и видов работ (стр. 24 отчета);
- в нарушение статей 309, 781 ГК РФ и пункта 3.4 муниципального контракта от 25.08.2010 № 110 оплата по контракту администрацией Грачевского сельсовета осуществлялась несвоевременно (стр. 25 отчета);
- в нарушение части 2 статьи 51 ГрК РФ работы по 2 этапу строительства Спортивного центра проводились МУП «Октябрьское» без разрешения на строительство, которое было выдано 27.12.2010, то есть после окончания строительных работ (стр. 25 отчета);
- в нарушение статьи 73 БК РФ в реестре закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов, не содержатся сведения о местонахождении поставщиков, подрядчиков, исполнителей услуг, в то же время содержатся необязательные сведения о заключенных муниципальных контрактах (стр. 25 отчета).
12. Анализом межбюджетных отношений Грачевского сельсовета выявлено:
- представительным органом Грачевского сельсовета на 2010 год не принималось решение об установлении доли дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (в процентном выражении), подлежащей замене на дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, тогда как анализ исполнения плановых назначений по налогу на доходы физических лиц дает основание предполагать об имевшейся возможности такой замены и получения дополнительных доходов в местный бюджет по дополнительным нормативам отчислений от указанного налога в сумме 4,5 тыс. рублей (стр. 26 отчета);
- занижение администрацией Грачевского сельсовета доходного потенциала местного бюджета по неналоговым доходам на 2010 год позволило получить Грачевскому району из краевого бюджета субсидии на формирование районного фонда финансовой поддержки поселений в завышенном на 150 тыс. рублей объеме (стр. 27 отчета);
- после распределения дотаций районного Фонда ФПП порядок расположения поселений при ранжировании их по уровню бюджетной обеспеченности, сложившийся до выравнивания бюджетной обеспеченности, не сохранен по всем поселениям района, кроме Грачевского сельсовета, сохранившего позицию самого обеспеченного поселения, занятую до выравнивания бюджетной обеспеченности, что указывает на нарушение требования статьи 142.3 БК РФ о том, что уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций из указанного фонда иного поселения, входящего в состав данного муниципального района, которое до распределения указанных дотаций имело более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности (стр. 26 отчета);
- в результате распределения дотаций на сбалансированность местных бюджетов района минимальный уровень покрытия расходов доходами повысился с 39,4% до 90,8%, дефицит местных бюджетов сократился с 60,6% до 9,2% и соответствует статье 92.1 БК РФ. Однако бюджету Грачевского сельсовета в 2010 году дотация на сбалансированность не предоставлялась, поскольку уровень покрытия расходов доходами до распределения дотаций составлял 92,6% (дефицит бюджета – 7,4%) и превышал уровень, до которого производилось подтягивание местных бюджетов - 90,8% (дефицит – 9,2%) (стр. 28 отчета);
- Методика распределения районного фонда ФПП не содержит методики расчета бюджетной обеспеченности поселений после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, что делает невозможным однозначно оценить уровень фактического выравнивания бюджетной обеспеченности в результате распределения дотаций, итоги распределения дотаций непрозрачны и не позволяют сделать объективный вывод о соблюдении принципа «монотонности» (стр. 27 отчета).
13. Проверкой соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Ставропольского края, установленных статьей 136 БК РФ, выявлено:
- в бюджете Грачевского сельсовета доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 % собственных доходов местного бюджета (2007 год – 77,6%; 2008 год – 81,4%; 2009 год – 67,3%) (стр. 28 отчета);
- в нарушение пункта 2.1.2 Соглашения № 14-43/2-47 поселением в двухнедельный срок не утвержден график реализации Плана мер на 2010 год, предусматривающий разработку и утверждение необходимых правовых актов с указанием ответственных исполнителей и сроков принятия правовых актов (стр. 30 отчета);
- в нарушение статьи 136 БК РФ и пункта 2.1.1 Соглашения № 14-43/2-47 фактические расходы на содержание администрации Грачевского сельсовета в 2010 году превысили максимальный размер, установленный Постановлением № 267-п, на 16,03% или 1 331,9 тыс. рублей (стр. 29 отчета);
- в нарушение Постановления № 163-п поселением при формировании фонда оплаты труда муниципальным служащим на 2010 год превышен норматив формирования расходов на оплату труда на 102,6 тыс. рублей (стр. 29 отчета).
14. Проверкой порядка ведения Грачевским сельсоветом бюджетного учета, а также состояния дебиторской и кредиторской задолженности установлено:
- в нарушение пункта 201 Инструкции № 148н Грачевским сельсоветом по состоянию на 01.01.2011 допущены необоснованные переплаты в бюджет по налогу на доходы физических лиц на общую сумму 2,6 тыс. рублей, что свидетельствует об отвлечении средств из местного бюджета (стр. 32 отчета);
- в нарушение пунктов 153, 197 Инструкции № 148н муниципальным образованием расчеты по авансам (на 01.01.2010) отражены по счету «Расчеты по принятым обязательствам» со знаком «минус», в результате этого фактический размер кредиторской задолженности, отраженный в балансе на конец 2009 года, занижен на 3,9 тыс. рублей (стр. 32 отчета);
- несоответствие Учетной политики нормам НК РФ и Инструкции № 148н, действовавших в 2010 году, считаем целесообразным рекомендовать муниципальному образованию привести Учетную политику в соответствие с действующим законодательством (стр. 30 отчета);
- в нарушение пункта 2 статьи 12 Закона № 129-ФЗ и пункта 7 Инструкции № 148н инвентаризация имущества и обязательств в Грачевском сельсовете перед составлением годовой бюджетной отчетности за 2010 год не проводилась (стр. 30 отчета);
- в нарушение пункта 19 Инструкции № 148н в бюджетном учете поселения в течение всего 2010 года учитывались основные средства, безвозмездно переданные МУП «Новый Век», в результате на 01.01.2011 балансовая стоимость объектов основных средств была неправомерно завышена на 114,0 тыс. рублей, а остаточная – на 65,4 тыс. рублей (стр. 30 отчета);
- в нарушение статьи 9 Закона № 129-ФЗ в бюджетном учете муниципального образования операция по принятию объекта капитального строительства к учету отражена на 12 дней позже ее фактического совершения, что повлекло искажение показателей годовой бюджетной отчетности по счету «Нефинансовые активы имущества казны» на сумму 72 388,9 тыс. рублей (стр. 31 отчета);
- дебиторская задолженность поселения на 01.01.2011 составляла (минус) 3 188,1 тыс. рублей, что на 2 937,3 тыс. рублей или в 12,7 раза выше, чем задолженность на начало отчетного периода (стр. 31 отчета);
- Грачевский сельсовет в период с 24.01.2011 по 12.12.2011 не осуществлял претензионную работу по возврату средств предоплаты ООО «БАУЭР» в сумме 15 тыс. рублей. Кроме того, не составлено исковое заявление в Арбитражный суд Ставропольского края по взысканию указанных средств и пени за нарушение срока выполнения работ, что позволяет сделать вывод о том, что в Грачевском сельсовете контроль за расходованием муниципальных средств осуществляется не на должном уровне, а также отсутствует механизм возврата средств в случае необходимости (стр. 32 отчета).
15. В нарушение статьи 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Грачевского сельсовета за 2010 год не проводилась. Также подготовка заключения на проект решения Совета депутатов «О бюджете на 2010 год» не осуществлялась (стр. 32 отчета).
Предложения
1. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия Губернатору Ставропольского края и в Думу Ставропольского края.
2. Счетная палата Ставропольского края считает целесообразным рекомендовать Правительству Ставропольского края рассмотреть вопрос о внесении изменений в «Методику расчета дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений» к Закону Ставропольского края от 27.02.2008 № 6-кз «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае» в части дополнения формализованной методикой определения бюджетной обеспеченности поселений после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с целью обеспечения прозрачности результатов распределения дотаций.
3. Для принятия мер по устранению выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений и недостатков направить представление Счетной палаты Ставропольского края администрации Грачевского сельсовета.
Аудитор Счетной палаты
Ставропольского края Т.Б. Павлова