Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2023 года
ИНФОРМАЦИЯ
об исполнении бюджета Ставропольского края
за 9 месяцев 2023 года
На основании пункта 10 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 28 декабря 2011 г. № 102-кз «О контрольно-счетной палате Ставропольского края», части 7 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19 ноября 2007 г. № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае» Контрольно-счетной палатой Ставропольского края подготовлена настоящая информация об исполнении бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2023 года (далее – отчет об исполнении бюджета).
Отчет об исполнении бюджета, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 13 ноября 2023 г. № 756-рп, представлен в Контрольно-счетную палату Ставропольского края в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19 ноября 2007 г. № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».
Законом Ставропольского края от 9 декабря 2022 г. № 110-кз «О бюджете Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (в редакции от 31 июля 2023 г., далее – Закон СК № 110-кз, Закон о краевом бюджете) объем доходов на 2023 год утвержден в сумме 160 174 911,6 тыс. рублей, расходов – 190 096 543,0 тыс. рублей, дефицита – 29 921 631,4 тыс. рублей.
Отчетом об исполнении бюджета утверждены основные характеристики исполнения бюджета Ставропольского края за 9 месяцев 2023 года, в том числе доходы в сумме 133 895 566,1 тыс. рублей, расходы – 129 359 742,1 тыс. рублей, то есть с превышением доходов над расходами на 4 535 824,0 тыс. рублей.
Анализ исполнения доходной части бюджета Ставропольского края
За 9 месяцев 2023 года в бюджет Ставропольского края поступили доходы в сумме 133 895 566,1 тыс. рублей или 83,6% к годовым уточненным плановым назначениям, из них: налоговые доходы – 73 345 682,7 тыс. рублей, неналоговые доходы – 4 427 872,8 тыс. рублей, безвозмездные поступления – 56 122 010,6 тыс. рублей.
Относительно аналогичного периода 2022 года фактическое исполнение по доходам за 9 месяцев 2023 года увеличилось на 4 284 631,5 тыс. рублей или на 3,3% (за 9 месяцев 2022 года – 129 610 934,6 тыс. рублей). Данный результат обусловлен ростом объема безвозмездных поступлений на 3 705 058,2 тыс. рублей (на 7,1%) и ростом налоговых и неналоговых доходов на 579 573,3 тыс. рублей (0,8%).
Исполнение по налоговым доходам составило 73 345 682,7 тыс. рублей или 86,8% к годовым плановым назначениям, что выше объема поступивших налоговых доходов за аналогичный период 2022 года на 731 040,8 тыс. рублей или на 1%. На поступления налоговых доходов приходится 94,3% от общего объема поступивших налоговых и неналоговых доходов.
В структуре поступивших налоговых доходов 72 024 017,7 тыс. рублей или 98,2% составляют поступления по 5 следующим налогам: налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; налог на имущество организаций.
Налог на прибыль организаций за 9 месяцев 2023 года поступил в сумме 26 810 432,6 тыс. рублей, что составляет 112,6% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года поступления налога снизились на 2 753 222,4 тыс. рублей или на 9,3%.
Налог на доходы физических лиц за 9 месяцев 2023 года поступил в сумме 20 752 006,2 тыс. рублей или 76,8% к годовым плановым назначениям, что больше поступлений за 9 месяцев 2022 года на 2 420 779,2 тыс. рублей или на 13,2%.
Доходы от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, за 9 месяцев 2023 года поступили в сумме 10 027 716,5 тыс. рублей, что составляет 82,7% от утвержденных плановых назначений (12 132 462,6 тыс. рублей). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года (9 966 904,3 тыс. рублей) поступления по акцизам увеличились на 0,6% или на 60 812,2 тыс. рублей.
Плановый объем доходов от уплаты акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию утвержден в объеме 3 382 076,8 тыс. рублей. За 9 месяцев 2023 года объем фактических поступлений составил 2 655 759,1 тыс. рублей или 78,5% к годовым плановым назначениям. Относительно аналогичного периода предыдущего года (2 571 070,5 тыс. рублей) объем поступлений увеличился на 84 688,6 тыс. рублей или на 3,3%. Увеличение объемов поступлений в основном обусловлено индексацией налоговых ставок и ростом продаж алкогольных напитков.
Согласно данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС) объем производства крепкой алкогольной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2022 года увеличился на 13,2%, спирта этилового – в 8 раз.
Кроме того, по данным ЕГАИС объем розничной продажи крепкой алкогольной продукции (декалитры) в Ставропольском крае за три квартала 2023 года превысил аналогичный показатель 2022 года на 11%.
Плановый объем доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в краевой бюджет утвержден в объеме 8 724 167,8 тыс. рублей. Фактический объем доходов за 9 месяцев 2023 года составил 7 346 565,1 тыс. рублей или 84,2% от утвержденных плановых показателей, что на 49 268,7 тыс. рублей (на 0,7%) ниже поступлений аналогичного периода 2022 года (7 395 833,8 тыс. рублей). Снижение поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты обусловлено снижением в 2023 году относительно 2022 года норматива распределения доходов в краевой бюджет в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации (в 2022 году – 1,7687%, в 2023 году – 1,6961%).
Поступления доходов от уплаты акцизов на сталь жидкую, выплавляемую в мартеновских, индукционных и (или) электрических сталеплавильных печах, за 9 месяцев 2023 года составили 25 392,3 тыс. рублей или 96,9% к годовым плановым назначениям (26 218,0 тыс. рублей).
Доходы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по итогам 9 месяцев 2023 года поступили в бюджет Ставропольского края в объеме 7 960 266,4 тыс. рублей, что составляет 79,9% к плановым назначениям 2023 года. Относительно аналогичного периода 2022 года объем поступлений по указанному налогу увеличился на 855 152,8 тыс. рублей (12%).
Поступление налога на имущество организаций за 9 месяцев 2023 года составило 6 473 596,0 тыс. рублей (74,8% к плану 2023 года), что превышает поступления за 9 месяцев 2022 года на 108 226,4 тыс. рублей или на 1,7%.
Неналоговые доходы поступили в сумме 4 427 872,8 тыс. рублей или 77,5% к годовым плановым назначениям, что ниже уровня аналогичного периода 2022 года на 151 467,5 тыс. рублей или на 3,3% (за 9 месяцев 2022 года – 4 579 340,3 тыс. рублей). В структуре поступлений налоговых и неналоговых доходов доля неналоговых доходов составила 5,7%. Наибольший объем поступивших неналоговых доходов составили:
- доходы от размещения средств бюджетов – 1 716 824,4 тыс. рублей или 55,4% к годовым плановым назначениям;
- денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) – 1 340 653,6 тыс. рублей или 136,5% к годовым плановым назначениям;
- доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – 616 179,8 тыс. рублей или 104,9% к годовым плановым назначениям;
- плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор) – 420 604,5 тыс. рублей или 70,7% к годовым плановым назначениям.
Безвозмездные поступления по итогам 9 месяцев 2023 года составили 56 122 010,6 тыс. рублей или 80,2% к годовым плановым назначениям (за 9 месяцев 2022 года – 52 416 952,4 тыс. рублей), в том числе:
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 53 237 321,8 тыс. рублей;
- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) и негосударственных организаций – 2 813 022,2 тыс. рублей;
- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – 1 155 061,4 тыс. рублей;
- прочие безвозмездные поступления (добровольные пожертвования, предоставляемые физическими и юридическими лицами) – 6 218,4 тыс. рублей;
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – «-» 1 089 613,2 тыс. рублей.
В общей структуре полученных безвозмездных поступлений 95% (53 237 321,8 тыс. рублей) занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них:
- дотации – 24 819 869,7 тыс. рублей или 77,9% к годовым плановым назначениям;
- субсидии – 21 785 035,3 тыс. рублей или 74,1% к годовым плановым назначениям;
- субвенции – 3 201 237,0 тыс. рублей или 82,6% к годовым плановым назначениям;
- иные межбюджетные трансферты – 3 431 179,8 тыс. рублей или 92,2% к годовым плановым назначениям.
Анализ исполнения расходной части бюджета Ставропольского края
По состоянию на 1 октября 2023 года уточненные расходы краевого бюджета согласно Закону о краевом бюджете утверждены в сумме 190 096 543,0 тыс. рублей.
В процессе исполнения краевого бюджета (по состоянию на 01.10.2023) в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и статьей 6 Закона СК № 110-кз годовые плановые назначения по расходам увеличены на сумму дополнительно поступивших безвозмездных поступлений в краевой бюджет в размере 1 908 250,5 тыс. рублей, в том числе:
1) за счет средств субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на сумму 474 065,9 тыс. рублей, имеющих целевое назначение, в том числе:
- за счет поступления средств федерального бюджета по следующим направлениям:
№ п/п |
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
1 |
Осуществление выплаты региональной управленческой команде Ставропольского края и лицам, входящим в муниципальные управленческие команды Ставропольского края, поощрения за достижение в 2022 году Ставропольским краем значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
207 032,1 |
2 |
Предоставление выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации |
15 695,0 |
Итого |
222 727,1 |
- за счет дополнительно выделенных средств федерального бюджета по следующим направлениям:
№ п/п |
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
1 |
Новое строительство и реконструкция |
475 000,0 |
2 |
Субсидии на финансовое обеспечение затрат на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих социальные проекты |
21 813,9 |
3 |
Оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов |
17 627,5 |
4 |
Реализация мер социальной поддержки граждан Российской Федерации, Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, вынужденно покинувших территории постоянного проживания и прибывших на территорию Российской Федерации (в границах до 30 сентября 2022 года) |
4 500,0 |
Итого |
518 941,4 |
- за счет уменьшения средств из федерального бюджета по следующим направлениям:
№ п/п |
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
1 |
Поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства) |
- 115 351,8 |
2 |
Реализация регионального проекта модернизации первичного звена здравоохранения |
- 85 209,3 |
3 |
Реализация мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения |
- 44 447,6 |
4 |
Социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» |
- 20 000,0 |
5 |
Субсидии на возмещение части затрат на проведение гидромелиоративных мероприятий |
- 2 593,9 |
Итого |
- 267 602,6 |
2) за счет дополнительно поступивших целевых средств и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в сумме 2 518,1 тыс. рублей по следующим направлениям:
№ п/п |
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
1 |
Обеспечение деятельности государственных казенных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2 082,2 |
2 |
Обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных казенных учреждений здравоохранения Ставропольского края |
425,9 |
3 |
Обеспечение деятельности государственных казенных учреждений социального обслуживания |
10,0 |
3) за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на финансовое обеспечение мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, в сумме 1 431 666,5 тыс. рублей.
С учетом внесенных изменений годовые плановые назначения по расходам краевого бюджета по состоянию на 1 октября 2023 года составили 192 004 793,5 тыс. рублей, из них: по программной части – 178 261 599,1 тыс. рублей, по непрограммной части – 13 743 194,4 тыс. рублей.
В соответствии со сводной бюджетной росписью кассовое исполнение расходов краевого бюджета в январе-сентябре 2023 года осуществляли 33 главных распорядителя. Кассовое исполнение расходов составило 129 359 742,1 тыс. рублей или 67,4% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2022 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета увеличилось на 16 956 477,2 тыс. рублей или на 15,1% (в 2022 году – 112 403 264,9 тыс. рублей).
По 17 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены ниже среднекраевого уровня (в диапазоне от 34,5% до 67,1%), из них по 3 главным распорядителям исполнение составило менее 50%: министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края – 34,5%, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края – 40,1%, министерство Ставропольского края по национальной политике и делам казачества – 41%.
По 16 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены выше среднекраевого уровня (в диапазоне от 67,9% до 100%), из них по 3 главным распорядителям исполнение составило более 80%: министерство сельского хозяйства Ставропольского края – 84,6%, министерство молодежной политики Ставропольского края – 88,4%, комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию – 100% (в связи с упразднением комитета с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 22 ноября 2022 г. № 488 «О некоторых вопросах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае»).
Расходы краевого бюджета на реализацию госпрограмм по состоянию на 1 октября 2023 года исполнены в сумме 121 627 579,7 тыс. рублей или на 68,2% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2022 года кассовое исполнение по расходам на реализацию госпрограмм увеличилось на 16 731 904,5 тыс. рублей или на 16% (в 2022 году – 104 895 675,2 тыс. рублей).
Более 65% исполненных программных расходов занимают расходы социальной направленности, в том числе по 4 госпрограммам: «Развитие образования» (23,8% или 28 964 511,7 тыс. рублей), «Социальная поддержка граждан» (21,9% или 26 612 345,0 тыс. рублей), «Развитие здравоохранения» (19,1% или 23 263 574,0 тыс. рублей), «Сохранение и развитие культуры» (1,8% или 2 195 392,2 тыс. рублей).
Информация по уровню исполнения госпрограмм приведена в следующей таблице:
тыс. рублей
№ п/п |
Наименование государственной программы |
Бюджетные ассигнования, установленные сводной росписью, на 1 октября 2023 года |
Исполнено |
|
сумма на 1 октября 2023 года |
в % к сводной росписи на 1 октября 2023 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Бюджетные ассигнования, всего |
178 261 599,1 |
121 627 579,7 |
68,2 |
Исполнение расходов на уровне 30% – 50% |
||||
1 |
Туристско-рекреационный комплекс |
1 185 411,4 |
398 210,1 |
33,6 |
2 |
Развитие градостроительства, строительства и архитектуры |
2 111 022,8 |
824 053,6 |
39,0 |
3 |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций |
7 468 479,6 |
3 238 631,5 |
43,4 |
Исполнение расходов на уровне 50,1% – 60% |
||||
4 |
Управление имуществом |
999 800,7 |
500 631,9 |
50,1 |
5 |
Развитие энергетики, промышленности и связи |
833 780,8 |
456 627,0 |
54,8 |
6 |
Развитие физической культуры и спорта |
1 828 104,2 |
1 038 062,0 |
56,8 |
7 |
Экономическое развитие и инновационная экономика |
5 242 660,3 |
3 146 126,8 |
60,0 |
Исполнение расходов на уровне 60,1% – 70% |
||||
8 |
Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества |
292 811,6 |
180 056,6 |
61,5 |
9 |
Охрана окружающей среды |
1 511 902,3 |
953 161,6 |
63,0 |
10 |
Развитие транспортной системы |
20 079 745,3 |
12 773 421,1 |
63,6 |
11 |
Развитие образования |
44 015 883,3 |
28 964 511,7 |
65,8 |
12 |
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка |
44 520,3 |
29 950,1 |
67,3 |
13 |
Сохранение и развитие культуры |
3 202 301,7 |
2 195 392,2 |
68,6 |
14 |
Развитие здравоохранения |
33 557 579,7 |
23 263 574,0 |
69,3 |
Исполнение расходов на уровне более 70,1% |
||||
15 |
Развитие сферы труда и занятости населения |
983 520,3 |
691 140,5 |
70,3 |
16 |
Повышение безопасности дорожного движения |
159 894,6 |
112 604,5 |
70,4 |
17 |
Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка |
64 893,0 |
46 315,9 |
71,4 |
18 |
Управление финансами |
13 389 733,5 |
9 569 031,3 |
71,5 |
19 |
Профилактика, лечение и предупреждение болезней животных |
656 632,3 |
475 145,2 |
72,4 |
20 |
Формирование современной городской среды |
994 078,2 |
735 069,1 |
73,9 |
21 |
Социальная поддержка граждан |
33 316 697,8 |
26 612 345,0 |
79,9 |
22 |
Развитие сельского хозяйства |
5 630 899,9 |
4 768 799,4 |
84,7 |
23 |
Молодежная политика |
691 245,5 |
654 718,6 |
94,7 |
За отчетный период исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (менее 67,4%) сложилось по 12 госпрограммам. По 3 госпрограммам исполнение составило менее 50%: «Туристско-рекреационный комплекс» – 33,6% показателя сводной росписи (в аналогичном периоде 2022 года исполнение составило 15,2%), «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» – 39% (62,4%), «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» ‑ 43,4% (41,7%).
Следует отметить, что по отдельным направлениям расходов госпрограмм при значительных объемах запланированных бюджетных ассигнований кассовое исполнение за 9 месяцев 2023 года не осуществлялось, а именно:
- в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» по расходам на реализацию новых инвестиционных проектов за счет высвобождаемых средств в результате снижения объема погашения задолженности Ставропольского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (1 185 591,3 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» по расходам на приобретение транспортных средств российского производства, предназначенных для перевозки населения на территории Ставропольского края (1 000 000,0 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» по расходам на:
предоставление субсидии в виде имущественного взноса Ставропольского края в публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» (501 500,0 тыс. рублей);
реализацию инфраструктурного проекта «Строительство канализационной насосной станции, напорной канализационной линии и очистных сооружений канализации в Промышленном районе города Ставрополя, в том числе для комплексной жилищной застройки» (362 837,5 тыс. рублей);
предоставление субсидии на приобретение специализированной техники и оборудования для муниципальных нужд муниципальных образований (163 240,9 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие образования» по расходам на модернизацию инфраструктуры общего образования, в том числе обеспечение продолжения строительства (реконструкции) и ввода объектов в эксплуатацию (496 183,0 тыс. рублей). Средства предусмотрены на строительство школы на 825 мест в 490 квартале г. Ставрополя по ул. Чапаева;
- в рамках госпрограммы «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» по расходам на предоставление субсидии муниципальным образованиям на:
финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с выполнением инженерных изысканий и подготовкой (приобретением) проектной документации на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства, городских округов Ставропольского края, имеющих статус городов-курортов (352 383,0 тыс. рублей);
обеспечение мероприятий на оплату превышения стоимости приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселении граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (146 097,7 тыс. рублей);
- в рамках госпрограммы «Развитие энергетики, промышленности и связи» по расходам на предоставление субсидии на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования (100 504,9 тыс. рублей).
В отчетном периоде предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 39 региональных проектов Ставропольского края, интегрированных в состав госпрограмм, с объемом финансирования в сумме 23 588 748,7 тыс. рублей или 13,2% общего объема программных расходов. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года объем запланированных бюджетных назначений на реализацию региональных проектов уменьшился на 5 555 379,0 тыс. рублей или на 19,1% (в 2022 году – 29 144 127,7 тыс. рублей).
Региональные проекты Ставропольского края направлены на реализацию 11 национальных проектов («Культура», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Здравоохранение», «Демография», «Безопасные качественные дороги», «Международная кооперация и экспорт», «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», «Туризм и индустрия гостеприимства»).
Расходы краевого бюджета на реализацию региональных проектов по состоянию на 1 октября 2023 года исполнены в сумме 15 243 831,6 тыс. рублей или на 64,6% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2022 года кассовое исполнение по расходам на реализацию региональных проектов уменьшилось на 2 736 992,9 тыс. рублей или на 15,2% (за 9 месяцев 2022 года – 17 980 824,5 тыс. рублей).
Почти 60% исполненных расходов занимают расходы социальной направленности, направленные на реализацию трех национальных проектов: «Здравоохранение» (23% или 3 510 797,1 тыс. рублей), «Образование» (20,7% или 3 156 982,6 тыс. рублей), «Демография» (14,3% или 2 172 393,0 тыс. рублей).
По состоянию на 1 октября 2023 года исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (менее 67,4%) сложилось по 12 региональным проектам, при этом по региональному проекту «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» фактические расходы не осуществлялись (план – 7 016,7 тыс. рублей). По 4 региональным проектам кассовое исполнение составило менее 50% к годовым назначениям, в том числе по региональному проекту «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» ‑ 20,6% показателя сводной росписи, «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» – 25%, «Развитие туристической инфраструктуры» ‑ 39,1%, «Современная школа» – 44%.
Контрольно-счетная палата Ставропольского края обращает внимание на низкий уровень исполнения расходов по госпрограммам и входящим в их состав региональным проектам. Ответственным исполнителям, соисполнителям и участникам необходимо усилить контроль за достижением целей и показателей решения задач госпрограмм и региональных проектов Ставропольского края.
По 27 региональным проектам исполнение расходов за отчетный период превысило среднекраевой уровень (67,4%), при этом по 6 региональным проектам кассовое исполнение составило 100% показателей сводной бюджетной росписи, в том числе: «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)» (кассовое исполнение составило 607 359,9 тыс. рублей), «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (80 577,5 тыс. рублей), «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» (15 716,0 тыс. рублей), «Цифровая культура» (4 500,0 тыс. рублей), «Творческие люди» (2 575,8 тыс. рублей), «Социальная активность» (195,0 тыс. рублей).
По состоянию на 1 октября 2023 года бюджетные ассигнования по непрограммным расходам предусмотрены в объеме 13 743 194,4 тыс. рублей или 7,2% общего объема расходов, что на 457 886,3 тыс. рублей или на 3,4% меньше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на указанные цели в аналогичном периоде 2022 года (в 2022 году – 13 285 308,1 тыс. рублей).
В структуре непрограммных расходов наибольший объем бюджетных ассигнований запланирован на реализацию функций иных государственных органов (9 969 806,6 тыс. рублей или 72,5% от предусмотренного объема непрограммных расходов). Объем средств, предусмотренный по 11 главным распорядителям на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края, составил 3 773 387,8 тыс. рублей или 27,5% всех непрограммных расходов.
Кассовое исполнение непрограммных расходов составило 7 732 162,4 тыс. рублей или 56,3% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2022 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета увеличилось на 224 572,7 тыс. рублей или на 3% (за 9 месяцев 2022 года – 7 507 589,7 тыс. рублей).
Расходы на реализацию функций иных государственных органов Ставропольского края исполнены в объеме 5 169 110,6 тыс. рублей или 51,8% к плановым показателям. Объем расходов на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края составил 2 563 051,8 тыс. рублей или 67,9% показателя сводной бюджетной росписи.
Анализ источников финансирования дефицита краевого бюджета и государственного внутреннего долга Ставропольского края
За 9 месяцев 2023 года бюджет Ставропольского края исполнен с профицитом в размере 4 535 824,0 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2023 года государственный внутренний долг Ставропольского края (далее – государственный долг) составлял 29 705 190,8 тыс. рублей. За отчетный период объем государственного долга сократился на 1 607 128,6 тыс. рублей или на 5,4% и на 1 октября 2023 года составил 28 098 062,2 тыс. рублей, что не превышает ограничения, установленного пунктом 4 статьи 107 БК РФ. Относительно аналогичного показателя 2022 года (30 980 190,8 тыс. рублей) объем государственного долга сократился на 2 882 128,6 тыс. рублей или на 9,3%.
Структура государственного внутреннего долга Ставропольского края на 1 октября 2023 года включает в себя обязательства по:
- бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета – 21 648 062,2 тыс. рублей или 77% к сумме долга;
- государственным облигациям Ставропольского края – 6 450 000,0 тыс. рублей или 23% к сумме долга.
На 1 октября 2023 задолженность по заимствованиям в кредитных организациях отсутствует.
За отчетный период осуществлен возврат бюджетных кредитов, полученных из краевого бюджета муниципальными образованиями Ставропольского края (Степновский муниципальный район), в сумме 2 000,3 тыс. рублей.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Ставропольского края за отчетный период составили 412 644,0 тыс. рублей или 40,7% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года объем указанных расходов сократился на 88 148,4 тыс. рублей или на 17,6% (за 9 месяцев 2022 года – 500 792,4 тыс. рублей).
Председатель А.А. Колесников