Информация об исполнении бюджета Ставропольского края за первое полугодие 2023 года
ИНФОРМАЦИЯ
об исполнении бюджета Ставропольского края
за первое полугодие 2023 года
На основании пункта 10 части 1 статьи 9 Закона Ставропольского края от 28 декабря 2011 г. № 102-кз «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края», части 7 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19 ноября 2007 г. № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае» Контрольно-счетной палатой Ставропольского края подготовлена настоящая информация об исполнении бюджета Ставропольского края за первое полугодие 2023 года (далее – отчет об исполнении бюджета).
Отчет об исполнении бюджета, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 14 августа 2023 г. № 482-рп, представлен в Контрольно-счетную палату Ставропольского края в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона Ставропольского края от 19 ноября 2007 г. № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».
Законом Ставропольского края от 9 декабря 2022 г. № 110-кз «О бюджете Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (в редакции от 26 апреля 2023 г., далее – Закон СК № 110-кз, Закон о краевом бюджете) объем доходов на 2023 год утвержден в сумме 152 489 914,7 тыс. рублей, расходов – 180 814 511,3 тыс. рублей, дефицита – 28 324 596,6 тыс. рублей.
Отчетом об исполнении бюджета утверждены основные характеристики исполнения бюджета Ставропольского края, в том числе: доходы в сумме 90 344 332,1 тыс. рублей, расходы – 88 783 932,7 тыс. рублей, то есть с превышением доходов над расходами на 1 560 399,4 тыс. рублей.
Анализ исполнения доходной части бюджета Ставропольского края
За первое полугодие 2023 года в бюджет Ставропольского края поступили доходы в сумме 90 344 332,1 тыс. рублей или 59,3% к годовым уточненным плановым назначениям, из них: налоговые доходы – 46 290 251,5 тыс. рублей, неналоговые доходы – 2 637 626,3 тыс. рублей, безвозмездные поступления – 41 416 454,3 тыс. рублей.
В сравнении с аналогичным периодом 2022 года фактическое исполнение по доходам за первое полугодие 2023 года увеличилось на 2 252 815,6 тыс. рублей или на 2,6% (за первое полугодие 2022 года – 88 091 516,5 тыс. рублей). Данный результат в основном обусловлен ростом объема безвозмездных поступлений на 5 517 316,5 тыс. рублей (на 15,4%) с одновременным уменьшением налоговых и неналоговых доходов на 3 264 500,9 тыс. рублей (на 6,3%).
Исполнение по налоговым доходам составило 46 290 251,5 тыс. рублей или 58% к годовым плановым назначениям, что ниже объема исполнения за аналогичный период 2022 года на 3 745 365,7 тыс. рублей или на 7,5%.
В структуре поступивших налоговых доходов наибольший удельный вес составили: налог на прибыль организаций (37,3%); налог на доходы физических лиц (24,6%); доходы от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (14,1%); налог, взымаемый с применением упрощенной системы налогообложения (11,7%).
Налог на прибыль организаций за первое полугодие 2023 года поступил в сумме 17 268 208,6 тыс. рублей или 86,1% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года поступление налога сократилось на 5 653 374,5 тыс. рублей или на 24,7%, что обусловлено прекращением с 01.01.2023 действия договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков.
Поступление налога на доходы физических лиц за первое полугодие 2023 года в краевой бюджет составило 11 368 488,0 тыс. рублей или 42,8% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года рост составил 426 672,3 тыс. рублей или 3,9%.
Доходы от уплаты акцизов поступили в сумме 6 504 038,6 тыс. рублей или 53,7% к плановым назначениям. В сравнении с первым полугодием 2022 года поступления увеличились на 306 539,3 тыс. рублей или на 5%.
Поступившие доходы от уплаты акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию составили 1 735 202,2 тыс. рублей или 51,3% к годовым плановым назначениям (3 382 076,8 тыс. рублей). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года поступления увеличились на 193 883,2 тыс. рублей или на 12,6%, что обусловлено ростом объемов реализации алкогольной продукции и индексацией налоговых ставок. Так, за январь-июнь 2023 года наблюдается увеличение объемов производства по сравнению с аналогичным периодом 2022 года по крепкой алкогольной продукции на 9%, по спирту этиловому на 26,4%.
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты в краевой бюджет за первое полугодие 2023 года составили 4 754 169,4 тыс. рублей или 54,5% к годовым назначениям, что на 97 989,1 тыс. рублей или 2,1% выше объема поступлений за аналогичный период 2022 года. Увеличение поступлений обусловлено индексацией в 2023 году ставок акцизов на дизельное топливо, автомобильный и прямогонный бензин, моторное масло, а также увеличением объемов реализации.
Поступления акцизов на сталь жидкую, выплавляемую в мартеновских, индукционных и (или) электрических сталеплавильных печах, за первое полугодие 2023 года составили 14 666,9 тыс. рублей или в 5,4 раза больше годовых плановых назначений.
Поступление налога, взымаемого с применением упрощенной системы налогообложения, за первое полугодие 2023 года в краевой бюджет составило 5 432 720,8 тыс. рублей или 56,9% к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом 2022 года рост составил 494 333,3 тыс. рублей или 10%.
Неналоговые доходы поступили в краевой бюджет в сумме 2 637 626,3 тыс. рублей (50,5% к годовым плановым назначениям), что на 480 864,8 тыс. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (за первое полугодие 2022 года – 2 156 761,5 тыс. рублей). На поступления неналоговых доходов приходится 5,4% от объема полученных налоговых и неналоговых доходов. Наибольший объем (более 96%) поступивших неналоговых доходов составили:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 1 059 574,3 тыс. рублей или 36,4% годовых плановых назначений;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба – 752 882,1 тыс. рублей или 76,8% годовых плановых назначений;
- доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – 491 379,6 тыс. рублей, что составляет 85% от утвержденных плановых назначений;
- плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор) – 240 880,0 тыс. рублей или 40,7% годовых плановых назначений.
Безвозмездные поступления по итогам первого полугодия 2023 года составили 41 416 454,3 тыс. рублей или 61,4% к годовым плановым назначениям (за первое полугодие 2022 года – 35 899 137,8 тыс. рублей), в том числе:
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 39 711 056,2 тыс. рублей;
- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций – 1 343 032,9 тыс. рублей;
- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – 1 147 691,7 тыс. рублей;
- прочие безвозмездные поступления – 17 598,5 тыс. рублей;
- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет – (минус) 802 925,0 тыс. рублей.
В общей структуре полученных безвозмездных поступлений более 95% занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них:
- дотации – 17 580 799,8 тыс. рублей (55,2% годовых плановых назначений);
- субсидии – 17 247 056,1 тыс. рублей (60,4%);
- субвенции – 2 522 257,6 тыс. рублей (66,8%);
- иные межбюджетные трансферты – 2 360 942,7 тыс. рублей (74,4%).
Анализ исполнения расходной части бюджета Ставропольского края
По состоянию на 1 июля 2023 года уточненные расходы краевого бюджета согласно Закону о краевом бюджете утверждены в сумме 180 814 511,3 тыс. рублей.
В процессе исполнения краевого бюджета (по состоянию на 01.07.2023), в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона СК № 110-кз, годовые плановые назначения по расходам увеличены на сумму дополнительно поступивших безвозмездных поступлений в краевой бюджет в размере 3 148 479,1 тыс. рублей, в том числе:
1) за счет средств субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на сумму 3 131 923,4 тыс. рублей, имеющих целевое назначение, в том числе:
- за счет поступления средств федерального бюджета по следующим направлениям:
№ п/п |
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
1 |
Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования |
51 544,9 |
2 |
Реализация мер социальной поддержки граждан Российской Федерации, Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, вынужденно покинувших территории постоянного проживания и прибывших на территорию Российской Федерации (в границах до 30 сентября 2022 года) |
25 000,0 |
3 |
Создание и модернизация объектов спортивной инфраструктуры региональной собственности (муниципальной собственности) для занятий физической культурой и спортом |
20 838,7 |
4 |
Предоставление выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации |
15 695,0 |
5 |
Социальная поддержка Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы |
4 705,6 |
6 |
Субсидии отдельным категориям граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования и проведение работ внутри границ их земельных участков в рамках реализации мероприятий по осуществлению подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям при догазификации |
2 395,4 |
7 |
Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы |
20,9 |
- за счет дополнительно выделенных средств федерального бюджета по следующим направлениям:
№ п/п |
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
1 |
Предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства за счет средств из Фонда развития территорий Российской Федерации |
1 336 315,4 |
2 |
Создание новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором |
615 062,9 |
3 |
Субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур |
461 187,6 |
4 |
Осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности |
162 968,7 |
5 |
Обеспечение поддержки реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры |
115 173,8 |
6 |
Создание новых мест в общеобразовательных организациях |
108 123,8 |
7 |
Государственная поддержка развития инфраструктуры туризма |
106 228,1 |
8 |
Реализация мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края |
90 708,3 |
9 |
Создание и внедрение программы поддержки и продвижения событийных мероприятий |
36 858,3 |
10 |
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности и популяризации туризма для детей школьного возраста |
12 500,0 |
11 |
Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием |
9 085,6 |
12 |
Субвенции на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» |
3 363,0 |
13 |
Субсидии на закупку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок |
943,5 |
14 |
Реализация мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края |
453,0 |
- за счет уменьшения средств из федерального бюджета по следующим направлениям:
№ п/п |
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
1 |
Финансовое обеспечение расходов по оплате проезда донора костного мозга и (или) гемопоэтических стволовых клеток к месту изъятия костного мозга и (или) гемопоэтических стволовых клеток и обратно |
-207,6 |
2 |
Субсидии на возмещение части затрат на проведение гидромелиоративных мероприятий |
-2 593,9 |
3 |
Реализация мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения |
-44 447,6 |
2) за счет дополнительно поступивших целевых средств и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в сумме 3 830,6 тыс. рублей по следующим направлениям:
№ п/п |
Направление средств |
Сумма, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
1 |
Обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных казенных учреждений здравоохранения Ставропольского края |
1 872,7 |
2 |
Обеспечение деятельности государственных казенных учреждений Ставропольского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1 803,9 |
3 |
Обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных казенных учреждений социального обслуживания |
154,0 |
3) за счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в сумме 12 725,1 тыс. рублей.
С учетом внесенных изменений годовые плановые назначения по расходам краевого бюджета по состоянию на 1 июля 2023 года составили 183 962 990,4 тыс. рублей, из них: по программной части - 170 941 177,1 тыс. рублей, по непрограммной части - 13 021 813,3 тыс. рублей.
В соответствии со сводной бюджетной росписью кассовое исполнение расходов краевого бюджета в январе-июне 2023 года осуществляли 33 главных распорядителя. Кассовое исполнение расходов составило 88 783 932,7 тыс. рублей или 48,3% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2022 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета увеличилось на 17 323 335,5 тыс. рублей или на 24,2 % (в 2022 году – 71 460 597,2 тыс. рублей).
Шестьдесят процентов главных распорядителей средств краевого бюджета (20 главных распорядителей) исполнили расходы ниже среднекраевого уровня (в диапазоне от 13,5% до 47,3%), из них по 2 главным распорядителям исполнение составило менее 20%: по министерству Ставропольского края по национальной политике и делам казачества – 19,1%, по министерству туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края – 13,5%.
По остальным 13 главным распорядителям средств краевого бюджета расходы исполнены выше среднекраевого уровня (в диапазоне от 48,3% до 100%), из них по 11 главным распорядителям исполнение составило более 50%: уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае – 51,3%, министерство образования Ставропольского края – 51,6%, управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия – 52,4%, министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – 54,5%, министерство здравоохранения Ставропольского края – 55,8%, министерство имущественных отношений Ставропольского края – 55,8%, министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края – 57,1%, министерство экономического развития Ставропольского края – 58,3%, министерство молодежной политики Ставропольского края – 64%, министерство сельского хозяйства Ставропольского края – 68,1%, комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию – 100%.
Закон СК № 110-кз и сводная бюджетная роспись сформированы в программной структуре расходов на основе 23 государственных программ Ставропольского края (далее – госпрограммы). По состоянию на 1 июля 2023 года бюджетные ассигнования на их реализацию составляют 170 941 177,1 тыс. рублей, что на 12 765 864,3 тыс. рублей или 8,1% больше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на эти цели в аналогичном периоде 2022 года (в 2022 году – 158 175 312,8 тыс. рублей).
Расходы краевого бюджета на реализацию госпрограмм по состоянию на 1 июля 2023 года исполнены в сумме 84 126 018,7 тыс. рублей или на 49,2% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2022 года кассовое исполнение по расходам на реализацию госпрограмм увеличилось на 15 117 097,4 тыс. рублей или на 21,9% (за I полугодие 2022 года – 69 008 921,3 тыс. рублей).
Более 75% исполненных программных расходов занимают расходы социальной направленности, в том числе расходы по 4 госпрограммам: «Развитие образования» (24,1% или 20 308 723,1 тыс. рублей), «Социальная поддержка граждан» (22,3% или 18 769 266,6 тыс. рублей), «Развитие здравоохранения» (19,5% или 16 379 412,4 тыс. рублей), «Развитие транспортной системы» (9,2% или 7 703 779,3 тыс. рублей).
Информация по уровню исполнения госпрограмм приведена в следующей таблице:
тыс. рублей
№ п/п |
Наименование государственной программы |
Бюджетные ассигнования, установленные сводной росписью, на 1 июля 2023 года |
Исполнено |
|
сумма на 1 июля 2023 года |
в % к сводной росписи на 1 июля 2023 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Бюджетные ассигнования, всего |
170 941 177,1 |
84 126 018,7 |
49,2 |
Исполнение расходов на уровне 10% – 30% |
||||
1 |
Туристско-рекреационный комплекс |
1 181 263,8 |
156 874,4 |
13,3 |
2 |
Формирование современной городской среды |
1 023 753,3 |
182 893,4 |
17,9 |
3 |
Развитие градостроительства, строительства и архитектуры |
1 845 333,9 |
513 098,6 |
27,8 |
4 |
Развитие физической культуры и спорта |
1 671 582,5 |
501 623,0 |
30 |
Исполнение расходов на уровне 30,1% – 40% |
||||
5 |
Развитие энергетики, промышленности и связи |
875 104,4 |
288 418,6 |
33 |
6 |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций |
6 520 523,0 |
2 159 188,4 |
33,1 |
7 |
Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества |
297 854,2 |
115 517,2 |
38,8 |
8 |
Охрана окружающей среды |
1 489 146,3 |
590 201,7 |
39,6 |
Исполнение расходов на уровне 40,1% – 50% |
||||
9 |
Сохранение и развитие культуры |
3 442 967,9 |
1 393 121,4 |
40,5 |
10 |
Развитие транспортной системы |
18 950 281,8 |
7 703 779,3 |
40,7 |
11 |
Повышение безопасности дорожного движения |
159 894,6 |
69 170,9 |
43,3 |
12 |
Управление финансами |
13 382 635,1 |
6 292 899,4 |
47,0 |
13 |
Развитие сферы труда и занятости населения |
1 001 301,9 |
475 915,7 |
47,5 |
14 |
Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка |
64 388,5 |
30 738,4 |
47,7 |
15 |
Профилактика, лечение и предупреждение болезней животных |
644 992,0 |
314 190,5 |
48,7 |
16 |
Развитие образования |
41 323 930,2 |
20 308 723,1 |
49,2 |
Исполнение расходов на уровне более 50% |
||||
17 |
Развитие здравоохранения |
31 890 889,6 |
16 379 412,4 |
51,4 |
18 |
Экономическое развитие и инновационная экономика |
5 139 963,9 |
2 889 967,8 |
56,2 |
19 |
Социальная поддержка граждан |
32 707 551,2 |
18 769 266,6 |
57,4 |
20 |
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка |
38 586,2 |
22 945,2 |
59,5 |
21 |
Управление имуществом |
684 943,3 |
434 376,3 |
63,4 |
22 |
Развитие сельского хозяйства |
5 920 217,6 |
4 031 807,7 |
68,1 |
23 |
Молодежная политика |
684 071,9 |
501 888,7 |
73,4 |
За отчетный период исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (48,3%) сложилось по 14 госпрограммам. По 3 госпрограммам исполнение составило менее 30%: «Туристско-рекреационный комплекс» - 13,3% показателя сводной росписи (в аналогичном периоде 2022 года исполнение составило 1,8%), «Формирование современной городской среды» - 17,9% (29,5%), «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» - 27,8% (44,7%).
Низкий процент кассового исполнения по указанным госпрограммам в 1 полугодии обусловлен, в том числе, планированием ряда мероприятий на
III – IV кварталы 2023 года.
В отчетном периоде предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 39 региональных проектов Ставропольского края, интегрированных в состав госпрограмм, с объемом финансирования в сумме 21 609 277,2 тыс. рублей или 12,6% общего объема программных расходов. По сравнению с аналогичным показателем прошлого года объем запланированных бюджетных назначений на реализацию региональных проектов уменьшился на 6 401 184,5 тыс. рублей или на 22,9% (в 2022 году – 28 010 461,7 тыс. рублей).
Региональные проекты Ставропольского края направлены на реализацию 11 национальных проектов («Культура», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Здравоохранение», «Демография», «Безопасные качественные дороги», «Международная кооперация и экспорт», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»).
Расходы краевого бюджета на реализацию региональных проектов по состоянию на 1 июля 2023 года исполнены в сумме 10 381 620,2 тыс. рублей или на 48% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2022 года кассовое исполнение по расходам на реализацию региональных проектов уменьшилось на 1 280 679,9 тыс. рублей или на 11% (за I полугодие 2022 года – 11 662 300,1 тыс. рублей).
Более 85% исполненных расходов занимают расходы социальной направленности, направленные на реализацию четырех национальных проектов: «Здравоохранение» (2 699 862,4 тыс. рублей или 26% от общей суммы исполнения расходов по региональным проектам), «Безопасные качественные дороги» (2 683 860,4 тыс. рублей или 25,8%), «Образование» (1 886 353,6 тыс. рублей или 18,2%), «Демография» (1 582 889,3 тыс. рублей или 15,2%).
По состоянию на 1 июля 2023 года исполнение расходов ниже среднекраевого уровня (48,3%) сложилось по 12 региональным проектам, при этом по 2 региональным проектам кассовое исполнение не осуществлялось, из них: по региональному проекту «Развитие туристической инфраструктуры» (план – 223 638,3 тыс. рублей), «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (план – 7 069,3 тыс. рублей).
По 27 региональным проектам исполнение расходов за отчетный период превысило среднекраевой уровень (48,3%), при этом по 3 региональным проектам кассовое исполнение составило более 90% показателей сводной бюджетной росписи, в том числе: «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» (кассовое исполнение составило 123 923,4 тыс. рублей или 94,3% показателя сводной бюджетной росписи), «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (402 658,1 тыс. рублей или 90,7%), «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (552 218,3 тыс. рублей или 90,5%).
По 5 региональным проектам за 1 полугодие 2023 года кассовое исполнение составило 100% показателей сводной бюджетной росписи, из них: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (80 577,5 тыс. рублей), «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» (15 716,0 тыс. рублей), «Цифровая культура» (4 500,0 тыс. рублей), «Творческие люди» (2 575,8 тыс. рублей), «Социальная активность» (195,0 тыс. рублей).
По состоянию на 1 июля 2023 года бюджетные ассигнования по непрограммным расходам предусмотрены в объеме 13 021 813,3 тыс. рублей или 7,1% общего объема расходов, что на 6 406 967,7 тыс. рублей больше бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью на указанные цели в аналогичном периоде 2022 года (в 2022 году - 6 614 845,6 тыс. рублей).
В структуре непрограммных расходов наибольший объем бюджетных ассигнований на 2023 год запланирован на реализацию функций иных государственных органов (9 446 159,7 тыс. рублей или 72,5% от предусмотренного объема непрограммных расходов). Объем средств, предусмотренный по 11 главным распорядителям на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края, составил 3 575 653,6 тыс. рублей или 27,5% всех непрограммных расходов.
Кассовое исполнение непрограммных расходов составило 4 657 914,0 тыс. рублей или 35,8% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с соответствующим периодом 2022 года кассовое исполнение по расходам краевого бюджета увеличилось на 2 206 238,1 тыс. рублей или на 90% (за I полугодие 2022 года – 2 451 675,9 тыс. рублей).
Расходы на реализацию функций иных государственных органов Ставропольского края исполнены в объеме 3 028 099,5 тыс. рублей или 32,1% к плановым показателям. Объем расходов на обеспечение деятельности государственных органов Ставропольского края составил 1 629 814,5 тыс. рублей или 45,6% показателя сводной бюджетной росписи.
Анализ источников финансирования дефицита краевого бюджета и государственного внутреннего долга Ставропольского края
Согласно Закону СК № 110-кз дефицит краевого бюджета на 2023 год утвержден в сумме 28 324 596,6 тыс. рублей.
Источниками финансирования дефицита краевого бюджета и погашения долговых обязательств в объеме «-» 1 560 399,4 тыс. рублей по итогам исполнения за первое полугодие 2023 года являлись: средства от иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (6 985 294,3 тыс. рублей); средства от изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета
(«-» 8 545 693,7 тыс. рублей).
По состоянию на 01.01.2023 государственный внутренний долг Ставропольского края составлял 29 705 190,8 тыс. рублей. За отчетный период объем государственного внутреннего долга Ставропольского края сократился на 130 600,0 тыс. рублей и на 01.07.2023 составил 29 574 590,8 тыс. рублей.
Относительно аналогичного показателя 2022 года (30 980 190,8 тыс. рублей) объем внутреннего государственного долга Ставропольского края уменьшился на 1 405 600,0 тыс. рублей или на 4,5%.
Структура государственного внутреннего долга Ставропольского края на 01.07.2023 включает в себя обязательства по:
- бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета – 21 260 590,8 тыс. рублей (в том числе 13 369 730,8 тыс. рублей на частичное покрытие дефицита бюджета Ставропольского края) или 71,9% к сумме долга;
- государственным облигациям Ставропольского края – 8 200 000,0 тыс. рублей или 27,7% к сумме долга;
- государственным гарантиям Ставропольского края – 114 000,0 тыс. рублей или 0,4% к сумме долга.
Задолженность по кредитам, полученным в кредитных организациях, отсутствует.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Ставропольского края за отчетный период составили 275 096,0 тыс. рублей или 27,1% к годовым плановым назначениям (1 014 691,3 тыс. рублей). В сравнении с аналогичным периодом 2022 года объем указанных расходов уменьшился на 58 754,6 тыс. рублей или на 17,6% (за первое полугодие 2022 года – 333 850,6 тыс. рублей).
Анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края
Проведенный анализ численности государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Ставропольского края показал, что в отчетном периоде среднесписочная численность государственных гражданских служащих увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 64 человека и по состоянию на 1 июля 2023 года составила 3 086 человек (на 1 июля 2022 года – 3 022 человек).
Увеличение среднесписочной численности связано с замещением вакантных должностей и внутренним перемещением государственных гражданских служащих.
Среднесписочная численность работников государственных учреждений Ставропольского края в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 912 человек и по состоянию на 1 июля 2023 года составила 74 664 человека (на 1 июля 2022 года – 75 576 человек).
Председатель А.А. Колесников