Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности администрации города Нефтекумска по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и Ставрополь-ского края в части формирования и исполнения местного бюджета, межбюджетных отношений, а также эффективного и целевого использования средств, выделенных из бюджета Ставропольского края в 2010 году и истекшем периоде 2011 года»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Счетной палаты
Ставропольского края
А.А. Колесников
22 апреля 2011 г.
ОТЧЕТ
о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности администрации города Нефтекумска по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и Ставропольского края в части формирования и исполнения местного бюджета, межбюджетных отношений, а также эффективного и целевого использования средств, выделенных из бюджета Ставропольского края в 2010 году и истекшем периоде 2011 года»
Основание для проведения контрольного мероприятия
План работы Счетной палаты Ставропольского края на 2011 год и распоряжения председателя Счетной палаты Ставропольского края от 22.02.2011 № 4 и от 14.03.2011 № 6.
Цель контрольного мероприятия
Проверка эффективного и целевого использования средств, выделенных из бюджета Ставропольского края муниципальному образованию города Нефтекумска (далее – г. Нефтекумск) в 2010 году и истекшем периоде 2011 года, определение эффективности деятельности администрации г. Нефтекумска по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и Ставропольского края в части формирования и исполнения местного бюджета, межбюджетных отношений, выработка предложений по увеличению доходов бюджета г. Нефтекумска и совершенствованию межбюджетных отношений, а также по оптимизации и повышению результативности расходов бюджета г. Нефтекумска.
Предмет контрольного мероприятия
Деятельность администрации г. Нефтекумска в 2010 году и истекшем периоде 2011 года по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и Ставропольского края в части формирования и исполнения местного бюджета, межбюджетных отношений и использования средств, выделенных из бюджета Ставропольского края; нормативные правовые акты и другие документы, определяющие порядок планирования и использования средств бюджета Ставропольского края и г. Нефтекумска; средства бюджета Ставропольского края, выделенные бюджету г. Нефтекумска в виде субсидий, субвенций и дотаций (выборочно); распорядительные, платежные и первичные документы, обосновывающие направление, выделение и использование субсидий, субвенций, дотаций и бюджетных кредитов, предоставленных г. Нефтекумску из бюджета Ставропольского края; соглашения, договоры, контракты, регистры бухгалтерского учета и отчетности, отчетность об использовании г. Нефтекумском средств субсидий, субвенций, дотаций и бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Ставропольского края.
Объекты контрольного мероприятия
Администрация г. Нефтекумска, администрация Нефтекумского муниципального района в части предоставления межбюджетных трансфертов бюджету г. Нефтекумска, отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района в части исчисления доходов от использования земель, расположенных в границах г. Нефтекумска, полноты и своевременности их перечисления в доход бюджета г. Нефтекумска.
Проверяемый период деятельности: 2010 год и истекший период 2011 года.
Срок проведения контрольного мероприятия на объектах: с 24 февраля по 8 апреля 2011 года.
Администрация г. Нефтекумска представила возражения на акт проверки в Счетную палату Ставропольского края, которые частично учтены при написании настоящего отчета.
Выводы
1. Неблагоприятная экономическая ситуация 2009-2010 годов негативно сказалась на доходах бюджетной системы Российской Федерации по г. Нефтекумску: общий объем налогов, сборов и иных обязательных платежей во все уровни бюджетной системы Российской Федерации сократился на 9,6% или на 97 847,0 тыс. рублей. Вместе с тем, отчисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в местный бюджет увеличились на 6,3% или на 1 869,9 тыс. рублей. Несмотря на то, что доля местного бюджета в общей сумме собранных налогов и сборов возросла на 0,5%, она остается низкой и составляет 3,4%.
Одновременно недоимка по земельному налогу сократилась на 1,5%, по налогу на имущество физических лиц – на 21,4%, вместе с тем, по транспортному налогу - увеличилась на 6,8%.
В истекшем периоде 2011 года экономика города получила хороший старт для дальнейшего развития и преодоления последствий экономического кризиса. Однако сбор налогов в бюджетную систему РФ сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 31,6% или на 48 811,0 тыс. рублей (стр. 2-4 отчета).
2. Проверкой выявлены факты использования бюджетных средств с нарушением принципа результативности и эффективности, установленного статьей 34 БК РФ, на общую сумму 8 912,6 тыс. рублей, в том числе средств краевого бюджета в сумме – 842,1 тыс. рублей, за счет:
- наличия остатка бюджетных средств на счетах бюджета в сумме 7 295,0 тыс. рублей (в том числе краевого и федерального бюджетов – 766,8 тыс. рублей), невовлеченного в оборот в течение года (стр. 8 отчета);
- необоснованного принятия к учету и оплаты фактически невыполненных работ по утеплению кровли МУ «НКЦ» на общую сумму 264,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Ставропольского края - 75,3 тыс. рублей (стр. 31 отчета);
- наличия в балансе администрации г. Нефтекумска просроченной и нереальной к взысканию дебиторской задолженности по выданным авансам в сумме 86,3 тыс. рублей (стр. 33 отчета);
- безвозмездной передачи администрацией г. Нефтекумска муниципального имущества на общую сумму 1 231,2 тыс. рублей, приобретенного за счет средств федерального бюджета, получателям бюджетных средств другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также физическим лицам (стр. 21 отчета);
- превышения норматива на формирование расходов по оплате труда выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, установленного постановлениями Правительства Ставропольского края на 2011 год на 36,0 тыс. рублей (стр. 22 отчета).
3. Отдельные положения основополагающих правовых актов г. Нефтекумска не соответствуют действующему законодательству.
3.1. В нарушение части 4 статьи 7 и пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в Устав г. Нефтекумска на протяжении более 1 года не вносились изменения, связанные с уточнениями указанного федерального закона (стр. 4 отчета).
3.2. Нормы Положения об администрации г. Нефтекумска, утвержденного решением Совета депутатов г. Нефтекумска от 21.05.2008 № 29, не соответствуют положениям Федерального закона № 131-ФЗ в части перечня вопросов местного значения, находящихся в ведении администрации города (стр. 4 отчета).
3.3. Абзац 11 части 1 статьи 27 и абзац 11 части 1 статьи 38 Устава г. Нефтекумска, содержащие соответственно положения о том, что председатель Совета депутатов открывает и закрывает расчетные счета представительного органа в банках, а глава администрации открывает счета в банковских учреждениях, противоречат части 2 статьи 161 и статье 220.1 БК РФ (стр. 4 отчета).
4. В г. Нефтекумске не в полной мере решались вопросы местного значения поселения, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ.
4.1. В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ на органы местного самоуправления г. Нефтекумска в 2010 году были возложены задачи по решению 32 вопросов местного значения, после 18.04.2010 – 33 вопросов (стр. 5 отчета).
В 2010 и 2011годах денежные средства бюджета г. Нефтекумске направляются на решение только 17 вопросов местного значения поселения в сумме 46 019,4 тыс. рублей (83,8% общей суммы фактических расходов в 2010 году) и в 2011 году в сумме 37 245,1 тыс. рублей (82,8% общей суммы запланированных расходов в 2011 году) (стр. 5 отчета).
В проверенном периоде в г. Нефтекумске не решались следующие вопросы местного значения: предоставление транспортных услуг населению, комплектование (формирование) архивных документов и архивных фондов, государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и другие (стр. 5 отчета).
5. В проверяемом периоде бюджетный процесс в г. Нефтекумске осуществлялся с нарушением требований БК РФ.
5.1. В нарушение пункта 3 статьи 174 БК РФ в статье 11 Положения «О бюджетном процессе» в составе показателей среднесрочного финансового плана не указаны подлежащие установлению нормативы отчислений от налоговых доходов в местный бюджет (стр. 6 отчета).
5.2. В нарушение пункта 5 статьи 264.2 БК РФ Положение «О бюджетном процессе» не содержит обязанности утверждения отчетов об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года местной администрацией и направления его в представительный орган и созданный им орган муниципального финансового контроля (стр. 6 отчета).
5.3. В нарушение статьи 36 БК РФ в проверяемом периоде не осуществлялось опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (стр. 6 отчета).
5.4. Вследствие формального подхода к разработке Положения «О бюджетном процессе» не все утвержденные в нем бюджетные полномочия исполняются. Так, администрацией г. Нефтекумска в нарушение статей 9, 154, 264.2, 269 БК РФ и статьи 5 Положения «О бюджетном процессе» не установлена детализация и не определен порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету, не установлен порядок исполнения местного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита местного бюджета, не установлен порядок составления бюджетной отчетности, не осуществляются проверки получателей бюджетных средств, не получены отчеты от администрации Нефтекумского муниципального района - главного администраторов доходов бюджета г. Нефтекумска по арендной плате за земельные участки и доходам от продажи земельных участков за 2009-2010 годы по сведениям, связанным с получением, перераспределением и зачислением средств местного бюджета, не утвержден перечень документов, необходимых для предоставления муниципальных гарантий (стр. 6 отчета).
5.5. В нарушение абзаца 7 пункта 3 статьи 217 БК РФ расходы администрации города увеличены по КВР 500 на 3 636,1 тыс. рублей или на 14,9% за счет экономии расходов по КВР 006 и 012, то есть более чем на 10%, а также расходы по КВР 012 увеличены на 130,0 тыс. рублей или на 30,4% за счет экономии расходов по КВР 001, то есть более чем на 10% (стр. 7 отчета).
5.6. В нарушение абзаца 6 пункта 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись внесены изменения по перераспределению бюджетных ассигнований между администрацией города и Советом депутатов города в сумме 10,9 тыс. рублей по основаниям, не являющимися особенностями исполнения местного бюджета (стр. 7 отчета).
5.7. В нарушение пункта 3 статьи 184.1 БК РФ в решениях о бюджете на 2010 и 2011 годы не установлен объем бюджетных ассигнований по 33,8 тыс. рублей, ежегодно, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в соответствии с постановлением главы г. Нефтекумска от 10.09.2007 № 294 «О выплате социальной стипендии одаренным детям г. Нефтекумска» (стр. 8 отчета).
5.8. В нарушение статьи 78 БК РФ и подпункта 2 пункта 2.1 Порядка предоставления из бюджета г. Нефтекумска субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), МУП «Комбинат бытового обслуживания населения» в 2010 году выделены субсидии в сумме 100,0 тыс. рублей, а в 2011 году запланированы к выделению субсидии в сумме 100,0 тыс. рублей, несмотря на то, что вид деятельности названного юридического лица не указан в статьях 9.1 и 11 решений о бюджете на 2010 и 2011 годы (стр. 25 отчета).
5.9. В нарушение пункта 3 статьи 219 БК РФ администрацией города приняты бюджетные обязательства в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств на сумму 3,1 тыс. рублей (стр. 33 отчета).
5.10. В нарушение статьи 162 БК РФ администрация города допустила кредиторскую задолженность в сумме 16,8 тыс. рублей при наличии средств на лицевом счете по состоянию на 31.12.2010 (стр. 33 отчета).
5.11. В нарушение пункта 2 статьи 73 БК РФ цена договора от 01.12.2010 № 74, указанная в реестре закупок, не соответствует фактической цене договора (стр. 28 отчета).
5.12. В нарушение пункта 2 статьи 264.4 БК РФ внешняя проверка отчета об исполнении бюджета г. Нефтекумска за 2009-2010 годы не проводилась (стр. 34 отчета).
5.13. В проверяемом периоде администрацией города не реализовано право, установленное статьей 269 БК РФ, проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и муниципальных унитарных предприятий (стр. 34 отчета).
6. В 2010 году бюджет г. Нефтекумска исполнен по доходам в сумме 47 139,4 тыс. рублей (105,1% к уточненному плану) и по расходам в сумме 54 916,8 тыс. рублей (97,0% к уточненному плану). По результатам исполнения бюджета города сложился дефицит в сумме 7 777,4 тыс. рублей (на 3 977,3 тыс. рублей ниже запланированного). Сокращение суммы дефицита против утвержденного в бюджете произошло по причине перевыполнения плановых назначений по доходам на 2 274,8 тыс. рублей и недоисполнения запланированных расходных обязательств на 1 702,5 тыс. рублей (стр. 8 отчета).
Кассовое исполнение бюджета за истекший период 2011 года на 01.03.2011 составило по доходам – 6 944,5 тыс. рублей (16,5% годовых назначений), по расходам – 4 035,7 тыс. рублей (8,9% годовых назначений) и профициту - 2 908,8 тыс. рублей (по плану – дефицит 2 933,0 тыс. рублей). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы выросли на 17,6%, расходы сократились на 1,8%, профицит увеличился на 63,2% (стр. 8 отчета).
7. Несмотря на то, что остатки на счетах местного бюджета на конец 2010 года снизились в 2,1 раза по сравнению с началом года, они по-прежнему остаются значительными и составляют 7 295,0 тыс. рублей или 13,2% от общей суммы расходов местного бюджета за 2010 год (стр. 8 отчета).
8. Проверкой выявлен недостаточно высокий уровень бюджетного планирования, о чем свидетельствуют следующие факты:
- в течение 2010 года бюджет города уточнялся 8 раз решениями Совета депутатов г. Нефтекумска по доходам на общую сумму (+) 4 639,1 тыс. рублей (на 11,5%) и по расходам – на общую сумму (+) 16 393,8 тыс. рублей (на 40,7%) (стр. 7 отчета);
- в 2010 году в сводную бюджетную роспись внесено 267 изменений на сумму (+) 18 530,5 тыс. рублей и (-) 2 136,7 тыс. рублей на основании решений Совета депутатов г. Нефтекумска, обращений ГРБС и постановлений администрации города (стр. 7 отчета);
- администрация города допустила кредиторскую задолженность в сумме 16,8 тыс. рублей при наличии средств на лицевом счете по состоянию на 31.12.2010 (стр. 33 отчета);
- уточненные назначения по доходам от использования земельных участков и муниципального имущества на 2010 год более чем в 3 раза выше их первоначальных значений. При этом фактическое исполнение по неналоговым доходам за 2010 год превысило первоначальные и уточненные плановые назначения, соответственно на 296,9% и 20,9%. За 1 квартал 2011 года годовое задание по поступлению доходов от арендной платы за землю, государственная собственность на которую не разграничена, и от аренды муниципального имущества исполнено более чем наполовину, соответственно, на 65,6% и на 54,9% (стр. 16 отчета).
9. Ненадлежащее исполнение отделом земельных отношений функций главного администратора доходов бюджета в части обеспечения достоверного прогнозирования неналоговых доходов в бюджет г. Нефтекумска, в соответствии со статьей 6 БК РФ и Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, повлекло за собой неэффективное планирование доходов от поступления арендной платы и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также искажение реального доходного потенциала бюджета г. Нефтекумска (стр. 17 отчета).
10. В ходе формирования и исполнения бюджета города нарушались Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2010 и 2011 годы.
10.1. В нарушение положений раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации на 2010 и 2011 годы расходы бюджета г. Нефтекумска на реализацию целевых муниципальных программ не были сгруппированы по кодам целевых статей, включающих соответствующий программный срез (стр. 9 отчета).
10.2. В нарушение пункта 3.2.2 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации на 2010 и 2011 годы в бюджете г. Нефтекумска на 2010 и на 2011 годы расходы по содержанию автомобильных дорог общего пользования в суммах 356,5 тыс. рублей и 370,0 тыс. рублей соответственно отражены по целевой статье «315 02 03» (стр. 9 отчета).
10.3. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации на 2010 и 2011 годы администрацией города произведена оплата материальных ценностей на сумму 0,9 тыс. рублей с неверным отнесением их на подстатьи расходов, в том числе за счет средств бюджета края 0,5 тыс. рублей (стр. 29 отчета).
10.4. В нарушение пункта 4 статьи 20 БК РФ и Указаний о порядке применения бюджетной классификации на 2010 год, поступление благотворительных пожертвований (спонсорской помощи) в 2010 году от 7 юридических и физических лиц на общую сумму 183,5 тыс. рублей отражено по подгруппе доходов 1 13 «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства», а не 2 07 «Прочие безвозмездные поступления» (стр. 15 отчета).
10.5. В нарушение статьи 20 БК РФ и Указаний о порядке применения бюджетной классификации на 2010 год, администрирование средств по одному и тому же коду доходов «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты поселений» в 2010 году осуществлялось одновременно двумя главными администраторами доходов бюджета г. Нефтекумска: администрацией г. Нефтекумска и финансовым управлением администрации Нефтекумского района (стр. 15 отчета).
11. В ходе проверки исполнения доходной части бюджета г. Нефтекумска установлено, что:
- в нарушение пункта 1 статьи 394 НК РФ решениями «О земельном налоге на 2010 – 2011 годы» установлены ставки земельного налога – 1,5% и 1,0% (как для прочих земельных участков) при предельном (максимальном) размере налоговой ставки для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства – 0,3% от их кадастровой стоимости (стр. 10 отчета);
- в результате значительного снижения ставок земельного налога, в основном для юридических лиц (предпринимателей), решением Совета депутатов г. Нефтекумска «О земельном налоге на 2011 год» прогнозный объем выпадающих доходов бюджета на 2011 год составляет 2 110,0 тыс. рублей (стр. 10 отчета);
- в связи со снижением с 01.01.2011 постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2010 № 468-р базовых размеров арендной платы для г. Нефтекумска прогнозируемый объем выпадающих доходов бюджета г. Нефтекумска в 2011 году составит 1 500,0 тыс. рублей, что потребует их возмещения из бюджета Ставропольского края (стр. 17 отчета);
- в 2010 году поступление всех видов доходов в бюджет г. Нефтекумска производилось неритмично (поквартальный удельный вес 20,2%, 22,0%, 26,2%, 31,6%), при этом наиболее неритмично происходило исполнение бюджета по неналоговым доходам (15,6%, 23,4%, 16,2%, 44,8%). Неравномерное поступление доходов в течение года сказывается на результативности и эффективности их использования, способствует образованию остатков средств на конец отчетного периода (стр. 15 отчета);
- в 2010 году администраторы доходов бюджета г. Нефтекумска не в полной мере реализовывали закрепленные за ними полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет. В результате этого по коду доходов «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты поселений» в течение года числились поступления в объемах от 0,4 тыс. рублей до 89,4 тыс. рублей. Наличие в местном бюджете невыясненных (и неиспользованных) поступлений не позволило своевременно направить на соответствующие цели зачисленные в бюджет средства (стр. 15 отчета).
12. В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения и недостатки в части использования земельных ресурсов и муниципального имущества г. Нефтекумска:
- увеличение задолженности по арендной плате за землю в течение 2010 года на 10,4% или на 47,7 тыс. рублей указывает на ненадлежащее исполнение отделом земельных отношений функций главного администратора доходов бюджета, установленных статьей 6 БК РФ и Указаниями о порядке применения бюджетной классификации на 2010 год (стр. 17 отчета);
- ненадлежащее исполнение отделом земельных отношений функций учета реализованных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, привело к отсутствию в реестре земельных участков, предоставленных за плату в 2010 году, 9 договоров купли-продажи (стр. 18 отчета);
- в нарушение пункта 2 статьи 38.1 ЗК РФ при проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка для строительства пятиэтажного дома ООО «Нефтекумское управление трубопроводного строительства» не были определены технические условия и плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (стр. 18 отчета);
- в нарушение пункта 17 статьи 38.1 ЗК РФ и пункта 15 раздела 2 Правил организации и проведения торгов Шалько Д.В. допущен к участию в аукционе и признан его единственным участником, несмотря на то, что им в установленные сроки не была перечислена суммы задатка для участия в торгах (стр. 18 отчета);
- в нарушение Порядка № 64-п отделом земельных отношений при расчете арендной платы по договору от 22.07.2010 № 308 с Шахбановым Н.М., установлен базовый размер арендной платы 4,0%, а не 8,0%, вследствие чего занижение ее годового объема составило 11,7 тыс. рублей (стр. 18 отчета);
- в нарушение договоров купли-продажи 5 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, перечисление их выкупной стоимости на общую сумму 21,1 тыс. рублей в доход бюджета г. Нефтекумска производилось с нарушением срока от 1 до 4 месяцев, что указывает на ненадлежащее исполнение отделом земельных отношений функций главного администратора доходов бюджета, установленных статьей 6 БК РФ и Указаниями о порядке применения бюджетной классификации (стр. 19 отчета);
- в нарушение пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 137-ФЗ, пункта 6 статьи 17 Закона СК № 28-кз, пункта 2 статьи 11 Закона СК № 21-кз, пункта 2.1 решения «О земельном налоге на 2010 год» и подпункта 2.2 решения «О земельном налоге на 2011 год», отделом земельных отношений в 2010-2011 годах осуществлена продажа 22 земельных участков площадью 0,7 тыс. м2, находящихся под гаражными строениями, по заниженной стоимости (исходя из ставки земельного налога 0,3%, а не 1,5% в 2010 году и 0,35% в 2011 году), в результате чего недопоступление доходов в бюджет г. Нефтекумска составило 39,4 тыс. рублей (стр. 18 отчета);
- в нарушение пункта 1 статьи 33 ЗК РФ в проверяемом периоде на территории г. Нефтекумска не были определены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства (стр. 19 отчета);
- в проверяемом периоде администрацией г. Нефтекумска на ненадлежащем уровне осуществлялся муниципальный земельный контроль за использованием земельных участков в г. Нефтекумске: составленные на 2010 и 2011 годы планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2011 не выполнены в полном объеме (стр. 19 отчета);
- в нарушение пункта 1 статьи 7 Порядка приватизации муниципального имущества прогнозные планы приватизации имущества на 2010 – 2011 годы не утверждались, а приватизация нежилых помещений осуществлялась на основании решения Совета депутатов г. Нефтекумска от 23.05.2007 № 14 (стр. 19 отчета);
- в нарушение пунктов 1 статей 18, 20 Федерального закона № 178-ФЗ и пунктов 1 статей 13, 14 Порядка приватизации муниципального имущества администрацией г. Нефтекумска произведена продажа нежилого помещения «Проходная» площадью 0,1 тыс. м2 на конкурсе, а не на аукционе (стр. 19 отчета);
- в нарушение пункта 5 статьи 20 Федерального закона № 178-ФЗ задаток для участия в конкурсе установлен в размере 20,0% от начальной цены нежилого здания, а не 10,0% как предусмотрено действующим на момент проведения конкурса законодательством (стр. 19 отчета);
- в нарушение пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ в собственность Солнышкиной Л.А. по договору купли-продажи от 09.09.2010 № 3 передано нежилое помещение площадью 0,5 тыс. м2, несмотря на имевшуюся задолженность по арендной плате в сумме 128,1 тыс. рублей (стр. 20 отчета);
- в нарушение пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ в собственность Чернощекову С.А., Солнышкиной Л.А. и Чилингарян Ф.Ш. передано 3 нежилых помещения общей площадью 0,7 тыс. м2, несмотря на то, что арендуемые помещения находились у них в аренде менее двух лет до дня вступления в силу указанного федерального закона (стр. 20 отчета);
- в нарушение части 5 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ Захаровой С.В., Чернощековым С.А., Солнышкиной Л.А. и Чилингарян Ф.Ш. при заключении договоров купли-продажи арендуемого имущества, не подавались заявления о соответствии их условиям отнесения к категориям субъектов МСП (стр. 20 отчета);
- в нарушение пунктов 1.4 и 5.2 Положения о муниципальной казне в проверяемом периоде учет имущества, составляющего муниципальную казну г. Нефтекумска, осуществлялся ненадлежащим образом, в результате чего допущено искажение сведений о количестве и стоимости объектов муниципальной казны на 01.01.2010 и 01.01.2011 (стр. 20 отчета);
- ненадлежащее осуществление контроля за деятельностью МУП, установленного пунктом 2 статьи 26 Федерального закона № 161-ФЗ, и администрирование доходов местного бюджета администрацией г. Нефтекумска, привело к росту количества убыточных МУП в 2010 году по сравнению с 2009 годом, а также нарушению сроков уплаты в бюджет г. Нефтекумска отчислений 10,0% прибыли МУП и образованию недоимки по отчислениям от прибыли за 2010 год в сумме 10,6 тыс. рублей (стр. 21 отчета).
13. В ходе анализа реализации межбюджетных отношений установлено следующее:
13.1. В бюджете г. Нефтекумска на 2011 год расходы на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих превысили норматив расходов на 36,0 тыс. рублей и расчетную штатную численность должностей муниципальной службы на 1 единицу (при том, что расходы на оплату труда выборного должностного лица присчитаны на 3 месяца, в расчете на 12 месяцев превышение норматива по оплате труда сложится в сумме 329,5 тыс. рублей), что повлекло невыполнение условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных статьей 136 БК РФ и статьей 7 Закона Ставропольского края № 6-кз (стр. 22 отчета).
13.2. Объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утвержден на 2010 год в сумме 8 692,3 тыс. рублей (19,4% в общей сумме доходов бюджета г. Нефтекумска).
На 2011 год безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запланированы в бюджете г. Нефтекумска в общей сумме 9 902,4 тыс. рублей (23,5% общей суммы доходов бюджета г. Нефтекумска, что на 1 210,1 тыс. рублей больше, чем на 2010 год (стр. 22 отчета).
13.3. Показатель бюджетной обеспеченности г. Нефтекумска (в 2010 году составил 2,015 и в 2011 году - 2,164) превысил уровень, до которого производилось подтягивание поселений муниципального района (соответственно 1,80 и 2,01), в связи с этим в 2010 и 2011 годах бюджету г. Нефтекумска не предоставлялась дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из районного Фонда финансовой поддержки поселений, тем не менее, бюджет г. Нефтекумска даже после распределения дотаций между остальными поселениями района оставался на первом месте по уровню бюджетной обеспеченности (стр. 23 отчета).
13.4. В 2010 году дотация бюджету г. Нефтекумска на обеспечение финансовых возможностей на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в сумме 385,4 тыс. рублей была предоставлена Нефтекумским муниципальным районом исходя из финансового обеспечения решения только 2 вместо 5 вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12, 14 и 16 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ. Следовательно, в 2010 году финансированием не было обеспечено решение 3 вопросов межмуниципального характера, таких как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений (стр. 23 отчета).
13.5. Бюджет г. Нефтекумска в 2011 году недополучил из бюджета муниципального района (недоперечислил районному бюджету) дотации (субсидии) на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (стр. 23 отчета).
13.6. В 2010 и 2011 годах суммы иных межбюджетных трансфертов на сбалансированность бюджета г. Нефтекумска составили 7 433,0 тыс. рублей и 9 795,0 тыс. рублей соответственно. Предоставление дотации на сбалансированность бюджета позволило в 2010 году г. Нефтекумску повысить уровень покрытия расходов собственными доходами с 72,97% до 90,9% и сократить прогнозируемый уровень дефицита с 27,03% до 9,10%. Однако по сравнению с 2009 годом уровень покрытия расходов доходами снизился, а прогнозируемый дефицит увеличился на 4,5%. Предоставление дотаций на сбалансированность бюджета в 2011 году позволяет бюджету г. Нефтекумска повысить уровень покрытия расходов доходами с 72,29% до 94,50% и сократить при этом прогнозируемый дефицит с 27,71% до 5,50%, то есть уровень дефицитности по сравнению с 2010 годом ниже на 3,6% (стр. 24 отчета).
13.7. При распределении дотации на сбалансированность бюджета на 2011 год сумма расчетных неналоговых доходов по арендной плате за использование муниципального имущества по г. Нефтекумску занижена на 172,0 тыс. рублей, что свидетельствует о нарушении Методики расчета прогноза налогового потенциала консолидированного бюджета Ставропольского края, утвержденной Законом Ставропольского края № 6-кз. Указанное нарушение повлекло завышение предоставляемой суммы иных межбюджетных трансфертов на 116,0 тыс. рублей (стр. 24 отчета).
14. Нефтекумским муниципальным районом своевременно не внесены изменения в Устав района по установлению случаев исполнения полномочий межмуниципального характера за счет межбюджетных субсидий. В связи с этим при распределении дотаций поселениям района на обеспечение финансовых возможностей на решение вопросов местного значения межмуниципального характера на 2010 и 2011 годы нарушены нормы пункта 1 статьи 142.3 БК РФ, части 4 статьи 53 и части 2 статьи 55 Федерального закона № 131-ФЗ (стр. 5 отчета).
15. Расходы бюджета г. Нефтекумска за 2010 год исполнены в сумме 54 916,8 тыс. рублей, что на 1 702,5 тыс. рублей или 3,0% ниже уточненного плана и на 36,5% выше первоначально утвержденного плана. Кассовые расходы в 2010 году превысили расходы 2009 года на 3 536,6 тыс. рублей или на 6,9%.
Кассовое исполнение расходов в 2011 году за истекший период с начала года составило 4 035,7 тыс. рублей или 9,0% годовых назначений. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем расходов снизился на 73,0 тыс. рублей или на 1,8% (стр. 8 отчета).
16. Администрацией г. Нефтекумска при формировании списков молодых семей-участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» допускались нарушения действующего законодательства.
16.1. В нарушение пункта 20 Методических рекомендации для органов местного самоуправления и пункта 8 Положения о порядке учета малоимущих граждан, решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимались администрацией г. Нефтекумска с превышением установленного срока на 2 - 28 дней (стр. 27 отчета).
16.2. В нарушение пункта 17 Правил предоставления социальных выплат, рассмотрение документов и принятие органом местного самоуправления решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы осуществлялось с превышения установленного 10 - дневного срока на 1-12 дней (стр. 27 отчета).
16.3. В нарушение статьи 51 ЖК РФ Сороколетов Д.В. в составе семьи из 2 человек принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, являясь на момент подачи заявления собственником жилого помещения и будучи обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи по 10,4 м2 при учетной норме 9,0 м2. Право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий возникло на 5 месяцев позже, после рождения ребенка. В связи с этим включение молодой семьи в число участников Подпрограммы и предоставление свидетельства на получение субсидии в сумме 328,3 тыс. рублей произведено с нарушением порядка очередности (стр. 27 отчета).
17. Установлены нарушения действующего законодательства о бухгалтерском учете и бюджетной отчетности, приведшие к финансовым нарушениям, в том числе:
- в нарушение пунктов 153, 197 инструкции № 148н администрацией и Советом депутатов города расчеты по авансам, перечисленным учреждениям в сумме 4,1 тыс. рублей, отражены по счету «Расчеты по принятым обязательствам» со знаком «минус», что свидетельствует о занижении фактического размера кредиторской задолженности в бюджетной отчетности учреждений (стр. 32 отчета);
- в нарушение пунктов 106, 180 и 181 инструкции № 148н МУ «Библиотечная система», МУ «НКЦ», администрация и Совет депутатов города при поступлении наличных денежных средств в кассу учреждения с лицевого счета на общую сумму 361,4 тыс. рублей, не применяли счет «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» (стр. 32 отчета);
- в нарушение пунктов 241, 244 инструкции № 148н Совет депутатов города и МУ «НКЦ» отразили в бухгалтерском учете лимиты бюджетных обязательств ниже фактически доведенных на 6 185,6 тыс. рублей, а администрация города и МУ «Библиотечная система» - выше доведенных на сумму 153 620,0 тыс. рублей за счет отражения в текущем году лимитов прошлых лет (стр. 32 отчета);
- в нарушение пунктов 249, 250 инструкции № 148н Совет депутатов города и МУ «Библиотечная система» учитывали в бухгалтерском учете суммы бюджетных обязательств ниже фактически принятых на 2 837,5 тыс. рублей, а администрация города и МУ «НКЦ» указали обязательства сверх фактически принятых на 203 469,3 тыс. рублей за счет отражения в текущем году обязательств прошлых лет (стр. 32 отчета);
- в нарушение пункта 201 инструкции № 148н администрацией города в бухгалтерском учете допущено наличие остатка со знаком «минус» по счету «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» в сумме 0,9 тыс. рублей (стр. 32 отчета);
- в нарушение пункта 89 инструкции № 148н администрация города отразила незакрепленные основные фонды на сумму 35 430,2 тыс. рублей как имущество казны в бухгалтерском учете на 1 год позже установленного срока (стр. 32 отчета);
- в нарушение пункта 37 инструкции № 148н администрация города в бухгалтерском учете не учитывает данные, характеризующие степень изношенности основных фондов в составе имущества казны (стр. 32 отчета);
- в нарушение пункта 14 инструкции № 128н в балансе администрации города (ф. 0503130) данные «На начало года» не соответствуют данным «На конец отчетного периода» предыдущего года по строкам: капитальные вложения на 11 599,1 тыс. рублей и финансовый результат на 11 599,1 тыс. рублей (стр. 32 отчета);
- в нарушение пункта 7 инструкции № 128н в сводном балансе муниципального образования (ф. 0503130) показатели расчетов по выданным авансам и по принятым обязательствам «На начало года» не соответствуют сумме одноименных показателей по соответствующим строкам и графам годовой отчетности, представленной получателями бюджетных средств, на 7,7 тыс. рублей (стр. 32 отчета);
- в нарушение пункта 80 инструкции № 128н в «Отчете о финансовых результатах деятельности» (ф. 0503121) доходы от приватизации имущества в размере 9 031,2 тыс. рублей отражены в доходах от реализации активов (стр. 33 отчета);
- в нарушение пункта 147 инструкции № 128н в «Сведениях об исполнении бюджета» (ф. 0503164) расходы бюджета в сумме 56 619,3 тыс. рублей представлены без выделения разделов, подразделов, целевых статей расходов (стр. 33 отчета);
- в нарушение пункта 151 инструкции № 128н в «Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169) не отражены просроченные обязательства в размере 86,3 тыс. рублей и не указаны причины их образования (стр. 33 отчета);
- в нарушение статьи 12 Федерального закона № 129-ФЗ администрация города с момента возникновения задолженности по выданным авансам с ООО «Виват» и МУП «Коммунальное хозяйство» не составляла акты сверки взаимных расчетов (стр. 33 отчета);
- в нарушение статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ и постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» в инвентарных карточках объектов основных средств не отражена обязательная к заполнению информация (стр. 29 отчета).
18. Проверкой установлены нарушения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на общую сумму 661,9 тыс. рублей:
- в нарушение части 5 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ администрацией города в ходе исполнения муниципального контракта от 03.12.2009 № 30 на сумму 499,6 тыс. рублей заключено дополнительное соглашение от 31.03.2010 № 1, продлившее срок действия муниципального контракта на два месяца (стр. 30 отчета);
- в нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, пункта 1 статьи 527 ГК РФ, части 2 статьи 10 и пункта 14 части 1 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ, статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрацией города неправомерно были заключены договоры по одноименным товарам на сумму, превышающую установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке в течение квартала, без проведения процедур, установленных Федеральным законом № 94-ФЗ, на общую сумму 162,3 тыс. рублей (стр. 29 отчета).
19. Администрацией г. Нефтекумска не разработана и не утверждена программа повышения эффективности бюджетных расходов местного бюджета (стр. 26 отчета).
20. В нарушение статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ в структуре органов местного самоуправления г. Нефтекумска не сформирован контрольный орган муниципального образования (стр. 33 отчета).
21. В г. Нефтекумске отсутствует внешний и внутренний финансовый контроль (стр. 34 отчета).
Предложения
1. Направить отчет о результатах проверки Губернатору Ставропольского края, в Думу Ставропольского края.
2. Счетная палата Ставропольского края считает целесообразным рекомендовать Правительству Ставропольского края с целью наполнения местных бюджетов собственными доходами и реализации задач, поставленных в Бюджетном послании Президента «О бюджетной политике в 2010-2012 годах»:
- подготовить и направить в Думу Ставропольского края предложения выступить с законодательной инициативой о внесении в законодательство Российской Федерации изменений с целью оптимизации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов других уровней в доле, зачисляемой в их бюджеты;
- рассмотреть возможность установления для поселений Ставропольского края единых нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц;
- рассмотреть возможность конструктивного решения вопросов оказания финансовой помощи муниципальным образованиям по:
проведению межевания земель муниципальных образований;
оформлению собственности на земельные участки.
3. С целью устранения и недопущения в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, а также соблюдения администрацией г. Нефтекумска действующего законодательства, направить представления:
- администрации г. Нефтекумска;
- администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края;
- министерству финансов Ставропольского края.
Аудитор Счетной палаты
Ставропольского края Т.Б. Павлова